Власть - это...
ВЛАСТЬ - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю Традиция интерпретации В в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В, Макиавелли выдвинул идею о светском характере В, необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь - поданные" В доктрине европейского либерализма (Локк, Гоббс и др) нашли свое развитие рационалистические взгляды на природу, источники и функции В Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование политической В, основанной на классовых антагонизмах и определяемой в конечной счете материально-производственными отношениями Проблема В была систематически проанализирована в социологии М Вебера, который ввел понятие легитимности господства (признания В управляемыми индивидами), выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный типы В В настоящее время при анализе В принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В, учитывать различные ее формы (господство, руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие) Неклассические философские версии В связаны со снятием оппозиции "правитель - подчиненный", пересмотром понимания В как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах С первым наброском такого подхода выступил Ницше Он дезавуировал деятеля-субъекта как "присочиненного" к волевому акту Безличная сила "воли к В" лежит, по Ницше, в основании существования; познание мира, будучи "волей к истине", оказывается формой проявления иррационального полифункционала "воли к В" Идеи генеалогического исследования В (по Ницше) были восприняты современной французской философией от структурализма до "новых левых" Фуко, исследуя комплексы "В - знания", рассматривал "структуры В" как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точки - Суверена) образования, специфика которых в том, что они - "везде" Эта "вездесущность" В задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум Природа В, по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни (классификация удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и тп), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты и социальные гегемонии Барт развивает и перерабатывает в русле "политической семиологии" ницшеанские интуиции об укорененности В в "самом начале языка" Он демонстрирует, что язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен через механизмы вторичного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции и тп), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную действенность и статус дискурса Таким образом, В, по Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка, и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения Более радикальные трактовки В содержатся в работах Делеза и Гваттари (В как субпродукт "производства желания"), проясняющих бытийные аспекты В через образы "В ткани", "В организма" и тд Общая направленность неклассических концепций В заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В к ее систематизированному описанию
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: