Веды - это...

ВЕДЫ (санскр. "знание", от индоевроп. "знать", "ведать") — священные книги индуизма, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд на ведийском языке. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-м тыс. до н. э. Время сложения В. относится к 12—7 вв. до н. э. Долгое время В. бытовали в устной традиции; записывались в 1-м тыс. до н. э.

В. распадаются на четыре сборника: "Риг-В." ("В. гимнов"), "Яджур-В." ("В. жертвоприношений"), "Сама-В." ("В. мелодий"), "Атхарва-В." ("В. заклинаний"). Старейшей из них является "Риг-В.", содержащая основные идеи других В. "Риг-В." включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал (кругов), и считается одним из древнейших памятников индоевропейской духовной культуры (сложение ок. 1200—1000 до н. э.). Известны две разновидности текста "Риг-В.": 1) древняя самхита, представляющая собой единый текст, не разделенный на отдельные слова; в нем главным был ритм песнопения; 2) поздняя — парапатха, в которой текст искусственно разделен на слова, что устраняет трудности чтения, но нарушает заложенный ритм (согласно толкованиям Ауробиндо Гхоша, Е. И. Рерих). "Риг-В.", как и другие В., записана на т. н. "языке отцов"— ведийском санскрите, отличающемся живостью и богатством грамматических форм по сравнению с современным стилизованным санскритом. Основное содержание "Риг-В." составляют изложенные в высокохудожественной форме обращения к Богам — Агни, Индре, Митре, Варуне, Соме, Ушас и др., восхвалении сил Природы. "Риг.-В." вводит в мир ведической мифологии космогонческие гимны о Едином, о происхождении мира, о золотом яйце творения, о Пуруше — вселенском человеке, об иерархии Богов. Высочайшую троицу олицетворяют Брахма, Вишну, Шива. Восхваляются солнечные Боги: Сурья — Солнце; Вишну — Бог, который периодически воплощается в великих Учителях человечества в критические точки земной истории. Особое место занимает Бог Огня — Агни, сведенный на землю жрецом Атхарваном для просвещения людей (ср. миф о Прометее). Другие В. часто повторяются в "Риг-В.". Они более позднего происхождения и в них более четко очерчиваются философско-религиозные основы индуизма: учение о переселении душ, о кастах, об аскетизме и др.

К В. тесно примыкают Брахманы (см. Брахман) — комментарии к ведическим гимнам. Они составляют второй период развития древнеиндийской философской мысли. Толкование к В. пишутся, когда историческое время стало скрывать первоначальный смысл текстов В. Брахманы положили начало развитию ритуализма, жречества, что привело к расцвету обрядовости в индуизме. Третий период литературы В. связан с созданием Араньяк (санскрит. араньяка — "для изучения в лесу") — книг о правилах жизни отшельников; Сутр (санскрит. сутра - "нить, правило") - сборников афористических высказываний философии индуизма; и особенно Упанишад (санскрит. упанишада - "сидеть около, у ног учителя") - философских бесед, разного рода поучений, передаваемых от учителя к ученику. Упанишады как бы завершают В. Отсюда их название "веданта" - "конец В.". Эти источники относятся к классу шрути — "услышанное" (т. е. откровение; одновременно здесь содержится указание на устный характер их первоначального бытования). Они развивают такие понятия, как Брахман и Атман, Рита ("космический закон"), дхарма, карма, мокша, майя, авидья и др. В них обсуждаются теологические проблемы (монотеизма и политеизма), теория познания, этические вопросы — преодоление зла и страдания, духовные — пути, ведущие к освобождению "Я".

Древние священные тексты В. содержат в себе не только подробные сведения о смысле жизни человека, принципах религии и законах, управляющих этой Вселенной. Наряду с этим в них входят целые разделы, посвященные медицине, диетологии, астрономии, воинскому искусству, психологии, строительству и архитектуре, геологии, музыке и практически всем остальным отраслям знания, существующим в современном обществе. Содержатся в В. и описания истории нашей планеты, причем не только ее прошлого, но и будущего. Авторитет В. признается шестью ортодоксальными школами индуизма. Буддизм же и джайнизм сдержанно относятся к В.

Изучение В. составляет 25-вековую традицию, представленную именами Панини (языковед, грамматик; ок. 4 в. до н. э.), Шанкары (философ-реформатор; 8—9 в.), Саяны (комментатор "Риг-В."), Ауробиндо Гхоша (философ, 20 в.). В Европе изучение В. начинается только с 19 в. (Г. Колбрук, Англия), позднее - А. Вебер (Германия), М. Мюллер (Англия). В настоящее время существует ведология как комплекс наук по изучению В.

Согласно В., Земля в своем развитии последовательно проходит через циклы из четырех веков или эпох, сменяющих одна другую, как времена года. Первый из них — Сатья-юга, или Золотой век. Он длится 1 728 000 лет и характеризуется праведностью, изобилием и повсеместным процветанием духовной культуры. Люди в этот век обладают самыми возвышенными качествами, сверхъестественными способностями, огромным ростом, силой и интеллектом, они очень красивы и живут до 100 000 лет. Второй век — Двапара-юга — длится 1 296 000 лет. В этот век благочестие людей уменьшается на одну четверть, появляются первые признаки деградации общества и уменьшается продолжительность жизни — до 10 000 лет. В Трета-югу (864 000 лет) благочестие уменьшается наполовину, хотя люди по-прежнему очень возвышенны и сильны. Их жизнь длится 1000 лет. Последний же век, Кали-юга, называется Железным веком или Веком машин. Он самый короткий — 432 000 лет, но самый мрачный из всех четырех. В эту эпоху люди живут максимум до 100 лет и отличаются самыми ужасными и отвратительными качествами. Наступает общая экономическая и духовная деградация. Кали-юга — это век, в который мы живем. Хотя он начался всего 5000 лет назад и еще не успел слишком далеко зайти в своем развитии, многие из описанных аномалий этого века проявляются прямо на наших глазах. Ведическое произведение "Шримад Бхагаватам" было записано примерно одновременно с началом Кали-юги. Оно является квинтэссенцией, или изложением сути всех В., созданным специально для людей века Кали-юги, короткая жизнь которых просто не позволяет им даже бегло познакомиться с огромным сводом знаний В. В нем приводится множество сведений о качествах, присущих наступившей эпохе, а также о том, как человек может защитить себя от его разрушительного влияния. От былого благочестия и духовной культуры остается лишь одна четверть, да и та к концу Кали-юги полностью разрушается. После окончания века Кали-юги Господь исправляет положение, восстанавливает религиозные принципы и начинает новую Сатья-югу. Согласно Е. П. Блаватской, В. суть наиболее древние и наиболее священные из всех санскритских трудов. В. сперва преподавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара по ту сторону Гималаев, в Тибете.

В. В. Лобач


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. откровение), древние священные книги индуистской (арийской) религии. Они считаются откровениями великих пророков (риши), которые обрели их внутренним прозрением и передали смертным. Существуют четыре Веды: Ригведа, Яджур-веда, Сомаведа и Атхарваведа. Ригведа - сборник...
Философский словарь
(санскр., доел. - священноезнание) - древнейшие памятники инд. религ. лит-ры, складывавшиеся на протяжении мн. веков (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). В. состоят из 4 сборников: Ригведа - собрание гимнов мифология, и космология, содержания; Самаведа - сборник песнопений,...
Философский словарь
(санскр. «знание»): свод книг, почитаемых приверженцами индуизма как Священное писание. Начали создаваться в середине 2 тыс. до н. э., пополнялись в течение десяти веков и были записаны лишь в первой половине 1 тыс. до н. э. Европейские исследователи познакомились с ведами...
Философский словарь
(Санскр.) "Откровение", священные писания индусов, от корня вид, "знать", или "божественное знание". Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. "" (об эпохе и древности которых никакие два востоковеда не могут придти к соглашению...
Словарь индуизма
(букв, знание) - древнейшие памятники индийской лит-ры, свящ. книги индуизма, составляющие канон "откровения" (шрути), к-рому традиция приписывает божеств, происхождение, противопоставляя его последующей религ, лит-ре "предания" (смрити), созданной людьми. В. (от корня "вид" -...
Новейший философский словарь
ВЕДЫ (ведийская литература) - (санскр veda - знание, от индоевр корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания Возникновение гимнов...
Энциклопедия мифологии
        У арьев в процессе освоения ими Индии не было письменности, а значит, и летописей, фиксировавших события внешне и внутриполитической истории Духовная же их история, восходящая к этим и еще более отдаленным временам, дошла до нас в ведах — поэтических сборниках на особой...

Поделиться:

Реклама