(лат. civilis— гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений об-ва. В истории философской и общественной мысли понятие Ц. фигурирует в контекстеанализа всемирно-исторического процесса. Фр. просветители называли цивилизованным об-во, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию. У Канта намечается различие между понятиями Ц. и культуры. В концепциях Н. Я. Данилевского, Шпенглера понятие Ц. противопоставляется понятию культуры. Шпенглер, напр., различает культуру как царство органически-жизненного в противоположность Ц. как совокупности технико-механических элементов. В связи с этим Ц. рассматривается им как показатель упадка и гибели об-ва. Для Тойнби характерно определение Ц. как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной Ц. от др. В совр. зап. социологии (Л. Уайт и др.) Ц. рассматривается с т. зр. внутренней организованности, обусловленности об-ва тремя осн. компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты. В марксизместановление Ц. в историческом аспекте связывается с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с углублением разделения труда, появлением законов, выражающих существо классовых отношений. Энгельсу принадлежат слова о том, что Ц; является “той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе” (Т. 21. С. 173— 174). Раскрытие антагонистического характера досоциалистических типов Ц. связано с классовым подходом к анализу общественно-экономических формаций как закономерных ступеней движения мировой истории. Понятием Ц. охватываются природа и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты социально-культурной деятельности об-ва, его роль в решении глобальных проблем современности, общественном прогрессе человечества. В настоящее время формируются подходы, согласно к-рым Ц. представляется как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Такие представления основываются на идее единства, целостности совр. мира, приоритете общечеловеческих ценностей.
Философский словарь
- основная типологическая единица человеческой истории. основе типологии лежит практическое и духовное отношениечеловека к самому себе, к своему развитию, т.е. уровень рефлексии, что выражается прежде всего в способности к самоизменению. Можно выделить две основные Ц....
Философский словарь
(от лат. civilis - гражданский) Межэтнич. культурно-истор. общность людей, основания и критерии для выделения к-рой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие Ц. появилось еще в античную эпоху как определение качественного...
Философский словарь
- согласно одной из современных трактовок, это "культурная общность наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной идентичности людей" (С.Хантингтон). Широко распространено понимание цивилизации как расцвета человеческой жизни, реализации различных творческих достижений,...
Философский словарь
(по [4]) - система связей естественного и искусственного в окружающей человека среде. “Изобретение орудий труда, использование растений, животных, земли, огня и т.д. в качестве "природной машины" способствуют росту производительных сил, в результате которого...
Философский словарь
(от лат. civitas город, гражданское общество, государство) - понятие, сложившееся в конце XVIII в. в Западной Европе и к настоящему времени ставшее способом ценностной самоидентификации современного человечества в его отношении к природе, социуму и культуре. Древние греки и...
Философский словарь
- собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.
Философский словарь
(лат.-гражданский, госу- дарственный): довольно многозначное понятие социальной философии, употреблявшееся в разные эпохи с различным смыслом. Так, появившись в 18 в. в трудах французских просветителей, оно связывалось с гражданским обществом, господствомразума и справедливости...
Философский словарь
(лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, обозначающее: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "...
Философский словарь
(от лат. civilis — гражданский, государственный) — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна живому организму,...
Философский словарь
(лат. - гражданский, государственный). Это понятие, которое не имеет единого определения. О. Шпенглер (1880 - 1936) считал, что цивилизация является концом развития любой культуры. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы...
Поделиться: