Царь - это...

I ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ
1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим Ц Израиля был Яхве (Втор 33:5; Пс 149:2; Ис 33:22; ср 1Цар 8): Он давал народу Свои см Законы и установления (Исх 20:11 и след), открывал Свою волю через см Урим и туммим и через Своих см Пророков (Втор 18:15 и след)Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств, а по Его воле (Исх 3:10; Чис 27:18-20) После их смерти религ и обществ порядок нарушился: израильтяне стали поступать, исходя из собств представлений о справедливости (Суд 17:6) Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и см Судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Суд 2:16 и след) Угроза Израилю, исходившая от филистимлян (см Филистимляне) (ср 1Цар 13:19-22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц и, то, отверг владычество Бога (1Цар 8) Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц (ст 7,22);
2) Ц должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св Духом (1Цар 10:6; 3Цар 3:8 и след) В Законе, даров евр народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц (Втор 17:14-20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц повиноваться Божьим заповедям Несмотря на предостережения Самуила, первый израил царь см Саул не смог выполнить этого требования; непослушание Ц привело к его свержению (1Цар 13:9-14; 15:13-23) Преемник Саула см Давид (XI), напротив, был и остался - несмотря на свои прегрешения - человеком по сердцу Божьему (1Цар 13:14; Деян 13:22) Господь даровал Давиду обетование о том, что цар власть навсегда останется у его потомков (2Цар 7) и из его рода произойдет праведный владыка (см Мессия см Иисус Христос см Имена Иисуса Христа, III,А), Царства Божиего (см Царство Божие) (2Цар 23:1-5) Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г до РХ) Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (те противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие;
3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве Хотя призвание Господом Иеровоама I (3Цар 11:29-39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (ст 33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (ст 36) Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (ст 38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3Цар 12:26 и след) С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3Цар 15:27; 16:9 и след; 4Цар 15:10,14,25,30) Вероятно, то вершится Божий суд (3Цар 15:29 и след; 16:11 и след), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4Цар 9:1-13) Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3Цар 16:16,21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа; правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4Цар 15:16)
II ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ
Для народа Божьего Ц был Божьим см Помазанником (1Цар 10:1; 16; 3Цар 1:32-35)Помазание должно было свидет-вовать о том, что новый Ц поставлен Богом и что он получил от Него соотв дарования Знаками цар власти явл венец и скипетр (Быт 49:10; 2Цар 1:10) Истинные пророки - Нафан(2Цар 12), Илия(3Цар 21), Михей, сын Иемвлая (3Цар 22:8 и след), и др - вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа Лжепророки же льстили им, как это было, напр, в случае с Ахавом, к-рого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3Цар 22) Отношение неправедных Ц к богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, к-рый вынес им Бог (3Цар 22:43; 4Цар 16:2 и след) Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3Цар 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, к-рые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4Цар 17:21-23; ср 3Цар 12:28-32) Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в к-ром были повинны и иуд Ц - Ахаз, Манассия, Амон(4Цар 16; 21) см Высота
III ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ
Израил Ц были предводителями войска во время войны (1Цар 12:2) Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач, а сам оставался в Иерусалиме (2Цар 10:7; 11:1) В руках Ц находилось управление страной Он был верховным судьей (3Цар 3:9); в его пользу взимались подати(1Цар 8:14-17; см Подати) Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3Цар 4:7-20) Кроме них, цар службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см 2Цар 8:15-18; 20:23-26; 3Цар 4:1-6; 1Пар 27:25-34 и соотв статьи); их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1Цар 8:14 и след) Кр того, Ц мог привлекать израильтян к оброчным работам Иногда в Библии говорится о совещат или согласит функциях старейшин (см Старейшины) (3Цар 12:6) или собрания израильтян (1Пар 13:1-4), однако нет никаких сведений об ограничении цар власти или контроле над ней
IV ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯ
Помимо Ц Израиля в Библии упоминаются Ц других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич властью:
1) правители великих держав:
в Египте (см Египет) - см Фараон;
в Ассирии (см Ассирия) - см Феглаффелласар, см Салманассар, см Саргон, см Сеннахирим, см Асархаддон, см Аснафар;
в Вавилонии (см Вавилония) - см Меродах-Валадан, см Навуходоносор, см Евилмеродах, см Нергал-Шарецер, см Валтасар;
в Персии - см Кир, см Дарий, см Артаксеркс; а также см Александр Македонский, см Кесарь;
2) правители малых царств:
месопотамские Ц, современники Авраама (Быт 14:1), см Ог, Ц васанский, и см Сигон, Ц есевонский (Втор 29:7); месопотамский Ц см Хусарсафем(Суд 3:8);
арам (сир) правители см Разон, см Венадад, см Азаил, см Рецин, см Адраазар(2Цар 8:3), см Фой (ст 9), Ц см Маахи (2Цар 10:6), см Фалмай(2Цар 3:3), Ц см Емафа и см Арпада (4Цар 19:13)
Из Ц племен упоминаются см Аммонитяне см Наас(1Цар 12:12), см Аннон(2Цар 10:1) и см Ваалис(Иер 40:14); см Моавитяне см Валак(Чис 22:4), см Еглон(Суд 3:12) и см Меша(4Цар 3:4), а также цари см Эдома (Быт 36:31-39)
Аравийские Ц, видимо, были не более чем вождями племен:см Мадианитяне - Зевей и Салман(Суд 8:12), амаликитянин - Агаг(1Цар 15:8), кедарянин см Гешем Набатей см Арета IV (2Кор 11:32), напротив, обладал значит властью;
3) еще менее влият, чем Ц племен, были Ц, правившие отдельными городами Особняком среди них стоят финикийцы (см Финикия, финикийцы), см Хирам и см Ефваал, к-рые благодаря своим обширным торг связям добились значит международного влияния Филистимские князья (см Филистимляне) также в нек-рых случаях названы Ц, напр см Авимелех, Ц герарский, см Анхус, Ц гефский, и Ц Газы (Зах 9:5) Среди многочисл Ц ханаан городов упоминаются см Мелхиседек и пять Ц, чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Быт 14:2)- все они были современниками Авраама; говорится также о см Емморе, Ц Сихема, современнике Иакова, кр того, о Ц Арада (Чис 21:1), о Ц, побежденных Иисусом Навином (Нав 12:9-24), и о см Иавине (2); 4) о Ц, правивших в период между ВЗ и НЗ см Маккавеи; о Ц, правивших в новозаветную эпоху, см Ирод Великий, см Архелай, см Ирод Антипа, см Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II




















Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Царь — титул прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов. XV, 24), князьям колен и городов (Нав. XII, 9, 24), правителям народа или народов (Ис. VIII, 21), к идолам от идолопоклонников (Соф. I, 5), к Иегове (Псал. V, 2) и к Мессии (Псал. II, 6). Царь ассирийский называется...
Словарь индуизма
как и в др. древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. термин, обозначающий Ц. - раджа(н), - встречается еще в "Ригведе".Ц. именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др.) в момент их триумфа, во время совершаемого в их честь торжеств,...
Энциклопедия мифологии
один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах - это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях - это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. богов. Ц. мыслится центром вселенной,...

Поделиться:

Реклама