Царь - это...

Царь — титул прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов. XV, 24), князьям колен и городов (Нав. XII, 9, 24), правителям народа или народов (Ис. VIII, 21), к идолам от идолопоклонников (Соф. I, 5), к Иегове (Псал. V, 2) и к Мессии (Псал. II, 6). Царь ассирийский называется великим царем (Исайи ХХХVI, 4), царю вавилонскому приписывается титул царя царей (Иезек. XXVI, 7). Им же украшают себя и цари парфийский, могульский и персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах Свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились затем чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем. Моисей, Иисус Навин и Судии были Его исполнителями; книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимой Ему как царю; и враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политической важной изменой. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена, между избранным народом существовала монархическая форма правления. Монархия была ни ограниченная подобно европейским, ни автократическая, как напр. на Востоке, восточный деспотизм. В цари для евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как напр. Саул, Давид, Иеровоам; иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (I Цар. XI, 14, 15, II Цар. II, 4, V, 1-3, III Цар. I, 32-34, IV Цар. XI, 12, II Пар. ХХIII, 1-21).Посему царь назывался помазанником, помазанником Господним (I Цар. XXIV, 7, 11, ХХVI, 9, 10, 16, 23, II Цар. I, 14, ХХIII, 1, Пс. II, 2, Авв. Ш, 13); возлагался на главу его венец и вручалась ему держава (II Цар. I, 10, IV Цар. XI, 12, Пс. ХLIV, 7, Иезек. XXI, 26). Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли: дорогие, пышные и блистательные одежды (Иезек. ХХVIII, 12-19. Лук. XVI, 19), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (II Цар. ХII, 30, I Пар. XX, 2, Пс. XX, 4), скипетр, или жезл (Быт. ХLIX, 10, Чис. ХХVII, 17, Мих. VII, 14, Зах. X, 11) и престол, или трон (Быт. ХLI, 40, Пс. СIХ, 1, Ис. XIV, 13). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (III Цар. X, 18-20, II Пар. IX, 17-19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (I Цар. XXI, 7), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и пр. (I Пар. XXVII, 26-29), от десятин с доходов его подданных (I Цар. VIII, 15, 17), от добычи побежденных врагов (II Парал. XXVII, 5), от добровольных приношений (I Цар. X, 27). Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи; царь имел право жизни и смерти (III Цар. II, 5, 9), мог налагать подати (IV Цар. XV, 20), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (См. Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (I Пар. XXVII, 32), военачальники (II Цар. XX, 23) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (III Цар. XII, 21-24, Исайи XXXVII, 22-26). Но среди царствования иудейских и израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны, Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей. Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие.Пророчество Захарии: Скажите дщери Сионской: се Царь твой грядет к тебе кроткий ... было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Иоанн, со всей величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый Царь и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем, как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Иоанновым; в Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (Мф. V, 3, 10); в большей части Его притчей говорилось о том же. Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся еврейскому народу невидимый Царь Израилев (ср. Исх. Ш, 14 и Иоан. VIII, 58). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как Царь со славой вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Он был облечен, по слову Тайновидца, в одежду, обагренную кровью; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (Откр. XIX, 13, 16) и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (I Кор. XV, 25).


Определения, значения слова в других словарях:

Словарь индуизма
как и в др. древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. термин, обозначающий Ц. - раджа(н), - встречается еще в "Ригведе".Ц. именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др.) в момент их триумфа, во время совершаемого в их честь торжеств,...
Библейская энциклопедия Брокгауза
I ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим Ц Израиля был Яхве (Втор 33:5; Пс 149:2; Ис 33:22; ср 1Цар 8): Он давал народу Свои см Законы и установления (Исх 20:11 и след), открывал Свою волю через см Урим и туммим и...
Энциклопедия мифологии
один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах - это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях - это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. богов. Ц. мыслится центром вселенной,...

Поделиться:

Реклама