Троица - это...

ТРОИЦА - центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в христианстве единство и равнозначность Ветхого и Нового Заветов, а также Священного Предания как трех источников откровения; причем, если в Ветхом Завете, согласно ортодоксальной традиции, содержание тринитарного догмата дано "прикровенно", то в Новом Завете оно уже эксплицировано "откровенно" и "открыто" Концептуальная экспликация идеи Т, а также введение понятий Т и ее Божественных ипостасей (ликов) были осуществлены в рамках патристики (см ТЕРТУЛЛИАН), однако соответствующие идеи были сформулированы уже в неоплатонизме (понимание Плотином "Творца" как породившего "такого сына, как ум, прекрасного отрока", закладывающее идею Логоса как объединяющей фигуры в структуре Т) Важным этапом эволюции идеи Т была данная Августином ее психологически артикулированная интерпретация (Т как имманентно внутренний Божественный диалог любви и самопознания), задавшая мощный импульс развития эмоционально-психологической составляющей христианства Идея множественности бытия бога генетически восходит к архаическим мифологиям (см аватара в индуизме как воплощение бога в ином боге, человеке или животном, существующее параллельно с исходным богом или другими его воплощениями-аватарами), структура троичности также является фундаментальной для мифологии (троичная дифференциация египетской огдоады, три лика Гекаты, индуистский Тримурти как единство Брахмы, Шивы и Вишну и др) Однако, в христианском вероучении, конституированном как яркий теизм с характерным для него напряженно-личностным восприятием персонифицированного Бога и установкой на имманентныйдиалогизм, идея триады наполняется принципиально новым - коммуникативным смыслом: троичность Бога как способ бытия реализуется в качестве взаимного личного отношения внутри Т - общения Отца, Сына и Святого Духа (отсюда нередкие параллели трех ликов Т с тремя грамматическими лицами: разрешение Я и Ты в Он) Это коммуникационное единство артикулируется в христианстве как диалог и как взаимная любовь, что находит свое выражение в двух типах иконографии Т: так называемой "ветхозаветной" ("беседа" в русской иконописи, классическим образцом которой является "Троица" А Рублева) и так называемой "новозаветной" ("отечество", те изображения Бога-Отца с отроком Христом на его лоне в русской иконописи 16-17 вв, и западноевропейское "милосердие", те изображение Саваофа с распятым Христом, по жанру близкое к "пьетте") Три лика Т аксиологически равнозначны ("равночестны"), однако функционально дифференцируются: так, в сотворении мира Бог-Отец задает онтологическую феноменальность мира (наделяет бытием), Бог-Сын - "устрояет" (наделяет смыслом - отсюда трактовка Христа как Логоса), Бог-Дух Святой задает мировое жизненное единство (наделяет целостностью), - таким образом, мир от Отца, через Сына и в Духе Интерпретация христианством Бога как "единого в трех лицах" задает теоретическую возможность вариативного моделирования соотношения ликов Божества внутри Т В частности, для христианства чрезвычайно остро встала проблема трактовки второго звена Т - Иисуса Христа как Бога-Сына Прежде всего, это касается вопроса о его природе В отличие от аватары или ботхисатвы, Иисус Христос трактуется как реальный богочеловек, не могущий быть воплощенным в ином естестве, те единичный "не через смешение сущностей" (полубог - получеловек), но "через единство лица": "Видевший меня видел Отца Я в Отце и Отец во мне" (Ин, 14, 9-10) Раннее христианство характеризуется острыми христологическими спорами (2-7 вв) в рамках которых природа Христа вариативно интерпретировалась и как сотворенная (ариане), и как маска Абсолюта, в принципе могущая быть снятой (докеты) и потому не должная рассматриваться как тождественная Божественному Логосу (несториане), и как сугубое естество (монофизиты), и как сугубая воля (монофелиты) и мн др Канонически в Никео-Цареградском Символе Веры зафиксирован тезис о "бо-гочеловеческой природе" Христа, который, однако, оставляет открытым вопрос, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца или также и от Бога-Сына (проблемафилиокве) Расхождения по данному вопросу легли в основу разделения единой христианской церкви на западную и восточную ветви христианства (1054): если православие полагает, что Святой Дух исходит исключительно от Бога-Отца, то в католицизме формула филиокве (лат filioque - "и от сына") принята как догмат Экуменистическое движение христианских конфессий за интеграцию христианской церкви как единой реализуется на социально-институционном уровне и не снимает проблемы филиокве как содержательной Кроме того, необходимость вписывания тринитарного догмата в контекст вероучения, конституировавшегося как последовательный теизм и строгий монотеизм, вызвала в рамках исторической эволюции христианства развитие унитаристских тенденций Начиная с 2 в, в раннем христианстве развивается течение антитринитаризма (греч anti - против и лат trinitas - Т, основанного на вере в единого Бога, всепроницающего и представляющего собой высший разум, и отрицающего триединство Бога, божественное происхождение Христа и его искупительную жертву, а - соответственно - и учение о первородном грехе Аналогично, в возникшем в 4 в арианстве (от имени Александрийского пресвитера Ариана) рассматривается второе лицо Т - Христос - как сотворенный Богом-Отцом, те тварный, а значит, "и в чем не подобный Богу-Отцу" - Возникший как раннехристианская ересь, антитринитаризм вновь и вновь актуализируется в ходе исторической эволюции христианства Значительными вспышками антитринитаризма сопровождалась христианизация так называемых варварских народов (готов, вандалов и лангобардов) в 6-7 вв В эпоху Реформации антитринитаризм распространился в Италии и параллельно (в сер 16 в) в России (дело МС Башкина), и преследуемые тринитарии, эмигрируя - соответственно - в Германию и Литву, встречаются в Польше, где оформляются многочисленные и имеющие тенденцию к сближению различные направления антитринитаризма, среди которых могут быть названы: польские братья (польское арианство), отколовшиеся от кальвинизма; социанство; буднеизм (от имени С Будного, чьи анти-тринитарные взгляды были аргументированы в "Кратком доказательстве того, что Христос не есть тот же самый бог, что и отец" ("Brevis demonstratio guod Christus non sit ipse Deus, gui est Pater", 1574), послужившем средством организационного оформления антитринитариев; "новое учение" сторонников бежавшего из России проходившего по делу МС Башкина Феодосия Косого с его идеей Бога как "духовного разума" и унитаристским тезисом "Бог есть то, что есть общего о Боге во всех верах" В 17 в центр антитринитари-стских настроений сдвигается в Венгрию и Трансильванию, оформляясь в 18 в в движение аврамитов За антитринитаризм как ересь подвергался преследованиям Дж Пристли, эмигрировавший в 1791 в США и основавший там антитри-нитаристскую школу (У Чаннинг, Т Паркер, Р Эмерсон) На базе антитринитаризма оформляются либеральное и модернистское течения в протестантизме В настоящее время насчитывается более 100 000 антитринитариев в США и почти 25 000 в Европе, и это весьма серьезная цифра, учитывая, что догмат о Т является основным в христианском вероучении Антитринитаризм равно преследовался как ортодоксальным католичеством, так и протестантизмом: в 1553 за антитрини-тарные взгляды М Сервет был сожжен по приказу Кальвина, в Англии закон 1689 "О веротерпимости" не распространялся на антитринитариев, а закон об их смертной казни был отменен лишь в 1813 Антитринитаризму как объективной тенденции в развитии христианства содержательно соответствует унитаризм (лат unitas - "единство") как конфессионально оформленное направление протестантизма, основанное на недогматическом прочтении библейских текстов и отказе от ортодоксальной доктрины триединства Бога С теологической точки зрения унитаризм эволюционно сдвигается к деизму (Дж Пристли), пантеизму ("христологический пантеизм" М Сервета и идея постижения Бога через окружающий мир и внутреннее чувство у Т Паркера) и спиритуалистическому панпсихизму (Р Эмерсон), что в целом может быть обозначено как тенденция унитаризма к выходу за рамки такой формы вероучения, как теизм Христианская концепция Т оказала содержательное влияние на эволюцию европейской философской традиции: от схоластики до экзистенциализма (по самооценке, восходящего к августиниан-ской "психологической" интерпретации Т) и экзистенциального психоанализа (концепция "бытия-друг-с-другом" как "нераздельного и неслиянного" у Бинсвангера)


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
1. Согласно христианскому символу веры Единый Бог существует в трех лицах, или ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Причины принятия этого догмата неясны. Известно, что христианские теологи первых столетий новой эры старались доказать, что Иисус Христос «единосущен»...
Энциклопедия "Религия"
ТРОИЦА — центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях — см.): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, которые связаны между собой в качестве нераздельных и неслиянных. Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в...
Философский словарь
1) в древних религиях три наиболее почитаемых божества, находящиеся в тесной взаимосвязи, но выполняющие различные функции; Осирис, Исида и Гор в Древнем Египте; Брахма, Вишну и Шива в индуизме; Ану, Эа и Бэл в Вавилоне; 2) в христианстве единый по своей сущности Бог, имеющий...
Философский словарь
Каждый знает христианскую догму "три в одном" и "один в трех"; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и собственную силу мозга; ему надо было...
Философский словарь
- 1) по христ. представлениям, 3 лица бога - бог-отец. бог-сын и бог-дух святой. Вера в то, что бог существует в 3 лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церк. соборе в Константинополе в 381. Внушая ее своим последователям, христ. церковь подчеркивает «...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
Каждый знает христианскую догму «три в одном» и «один в трех»; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и собственную силу мозга; ему надо было...
Энциклопедия мифологии
(греч. Τριάς, «триада», лат. Trinitas), в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе...
Словарь символов
Отличается от триады тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех, символом единства в разнообразии. Средний, действующий как посредник, связывает двух других , в единый совершенный порядок (Прокл). У буддистов Триратна: Будда, Дхарма, Сангха; Будды,...

Поделиться:

Реклама