Сознание - это...
СОЗНАНИЕ - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики Функционирование С обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования С представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей В этом онтологическом аспекте бытие, существование С выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное" В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность С Идеальное характеризует сущностное содержание С как субъективной реальности Определение С в психологии связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной форме ("Я" и "Сверх-Я") Социология изучает С как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом Социология раскрывает роль С в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его ци-вилизационного и культурного развития В истории философии можно выделить различные традиции анализа С Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека) Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндиийской философии - брахман (безличное духовное начало) Ценность человеческого разума, С определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека Наряду с С в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям В философии Нового времени формируется представление о С как замкнутом в себе внутреннем мире С предстает как самосознание, саморефлексия Для Декарта С - субстанция особого рода Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады - неделимые первоэлементы бытия Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в С индивида Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению С Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга Отличие С от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С, его связь с развитием и функционированием культуры Сложная многоуровневая природа С, значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С были раскрыты немецкой классической философией Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и надиндивидуальной форм С (Кант, Гегель) Диалектико-материалистическая традиция анализа С не признавала его субстанциональности и рассматривала С как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека Предпосылками становления С в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоми-нид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субьект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны С в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня С и описание последнего в его сущностной "чистоте" и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр) Фиксирование жизни С осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика) Вопрос о существовании внеземных форм С, разума, о возможности приобщения С человека к семантике космических полей философия в настоящее время оставляет открытым
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: