ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и приносившийся в жертву богам. Культ С , восходящий к индоиранской эпохе (ср. культ хаомы в древнем Иране), вместе с культом огня занимал центр, место в ритуале и религии др. ариев. Ритуальное выжимание сока С. и состояние религ. экстаза, происходящее от его наркотического воздействия, описываются гиперболически в гимнах "Ригведы". Растение С. также обожествляется в гимнах, воспевается небесный С. "Ригведа" упоминает миф об орле, похитившем С. с небес и принесшем его на землю, где Ману совершил первое жертвоприношение Индре. Гимны 9-й кн. "Ригведы" обращены к С. - персонификации свящ. напитка, в раннем пантеоне С. по значению занимает 3-е место после Индры и Агни, но образ его слабо антропоморфизован и целиком подчинен ритуальному аспекту; С , как и Агни, считается жрецом богов. Но уже в Ведах С. начинает отождествляться с луной и возникает представление о том, что луна состоит из С ; она убывает по мере того, как боги и предки поглощают из нее С , и прибывает, вновь наполняемая солнцем. В послеведийской мифологии С. почитается как бог луны, сын Атри, внук Брахмы, супруг 27 дочерей Дакши, олицетворяющих накшатры, созвездия лунного зодиака. Значение С. в пантеоне умаляется, он включается в число 8 локапалов. В эпосе упоминается миф о войне богов, вступившихся за своего наставника Брихаспати, у к-рого С. похитил жену, с асурами, защищавшими похитителя. Сыном С. и похищенной им Тары (тоже олицетворение звезды) был Будха (персонификация планеты Меркурий), чей сын Пуруравас стал родоначальником Лунной династии царей.
В. Эрман
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр.). 1. Древнеиндийский божественный напиток, употребление которого вызывало экстатическое состояние. Растение, из которого приготовлялась сома неизвестно. Среди современных исследователей наиболее распространено мнение о том, что сому готовили из лианы Asclepias acida...
Философский словарь
(Санскр.) Луна, а также сок одноименного растения, используемый в храмах для целей транса; священный напиток. , луна, есть символ Тайной Мудрости. В "Упанишадах" слово это употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с влагой), которая способна производить жизнь...
Философский словарь
- 1) опьяняющий напиток, приносимый в жертву богам в Др. Индии; 2) один из богов ведич. пантеона, посредник между небожителями и людьми, бог жертвен. питья и жертвы вообще.
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Луна, а также сок одноименного растения, используемый в храмах для целей транса; священный напиток. , луна, есть символ Тайной Мудрости. В «Упанишадах» слово это употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с влагой), которая способна производить жизнь...
Энциклопедия мифологии
(др.-инд. Sóma, от su-, «выжимать»), в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка (позже и луны) - Павамана («очищающийся»). По числу упоминаний в «Ригведе» С. стоит среди богов на третьем месте (после Индры и Агни). Мифологический образ С., как и...
Психологическая энциклопедия
(soma) - 1. Вес тело за исключением репродуктивных клеток. (Сома - опорнодвигательный аппарат, покрытый кожей) 2. Тело человека как противоположность его разуму.
Психологическая энциклопедия
(греч. sота - тело). 1. Тело, туловище. 2. Совокупность всех клеток организма, за исключением репродуктивных.
Психологическая энциклопедия
Составная часть слова, означающая тело, телесный.
Психологическая энциклопедия
1. Тело клетки, нейрона. 2. Тело, рассматриваемое как целое и противопоставляемое психике. 3. Все клетки в теле, за исключением эмбриональных клеток, соматоплазма. Прилагательное – соматический.
Словарь символов
Одновременно растение и божество. Воплощение ведического бога. Посвящена его культу, а также Индре. Может изображаться в виде быка, птицы, эмбриона или великана. Символизирует божественную силу и божественное понимание, инспирацию, Питающего Все Вещи. Сито, через которое сок...
Поделиться: