Собор в Сиене - это...
«Воспоминание о Сиене в ряду других итальянских воспоминаний остается самым светлым и наиболее дорогим. Вдали от Италии образ этого благороднейшего тосканского города, как ничто другое, заставляет грустить о прошедших и счастливых странствиях. В нем соединяется все то, что заставляет сердце биться сильнее при слове Италия — святая древность, цветущее искусство, речь Данте в устах народа, чувство воздуха, чувство насыщенной тонкими силами земли, производящей веками мирные оливы и хмельной виноград. В Сиене слилось все это с единственной в своем роде стройностью и гармонией. Свой древний средневековый облик она сохранила лучше других итальянских городов. Художественное процветание ее представляет пример удивительной цельности, так что созданное здесь людьми разных поколений и разных одаренностей кажется только разным воплощением ее гения», — писал в своих знаменитых «Образах Италии» П.П. Муратов.
Сиена сохранила до наших дней множество выдающихся архитектурных памятников. Но настоящим ее украшением является городской собор Санта-Мария дель Ассунта, или просто Дуомо («Собор») — прекрасный образец итальянской готики. Его строительство восходит к тем временам, когда этот старинный тосканский город находился на вершине могущества и славы, а династия прославленных мастеров Пизано создавала свои лучшие работы.
Закладка собора относится к 1220-м годам (предположительно — в 1226 г.). Он планировался как зальный храм и строился в стиле романского зодчества. Однако полвека спустя граждане «высокомерной Сиены», как называл этот город Данте, пожелали изменить первоначальный план и перестроить уже почти готовый собор в стиле вошедшей в моду готики. Строительство было затеяно немыслимое: предполагалось, что новый собор станет самой большой церковью в христианском мире. При этом здание уже построенного храма должно было войти в его состав лишь в качестве одного из трансептов.
План перестройки был разработан сиенским архитектором Лоренцо Маитани, строителем собора в другом итальянском городе — Орвьето. Однако сооружение монументального храма — Дуомо Нуово («Нового собора»), начавшееся в 1321 году, вскоре было прекращено: на Сиену одна за другой стали обрушиваться неурядицы. Городская казна опустела, вспыхнули раздоры между соперничающими партиями. А эпидемия чумы, в 1348 году выкосившая половину населения Сиены, окончательно поставила крест на амбициозном проекте (о нем сегодня напоминают лишь величественные арки, колонны и остатки стен). С 1357 года работы по строительству Дуомо Нуово были прекращены, и мастера вынуждены были бросить все силы на завершение уже существующего здания. Работы продолжались до 1382 года, когда были закончены западный фасад и апсиды собора. Его восточный фасад так и не был завершен; сохранился лишь рисунок, как он должен был выглядеть.
После всех этих перипетий с перестройками и достройками собор в Сиене приобрел план латинского креста и ряд готических элементов, демонстрируя, однако, при этом постоянство романских форм итальянской архитектуры. То, что затея с гигантским Дуомо Нуово так и не была воплощена в жизнь, послужило собору лишь на пользу. «Отказавшись от этой мысли, сиенцы обратились к украшению старого Дуомо со всем жаром своей набожности, со всем вкусом, которым наделила их природная художественная одаренность, — отмечает П.П. Муратов. — Эта работа велась на протяжении двух столетий. В результате — перед нами здание, которому нет равных по завершенности во всей Италии. В сравнении с сиенским Дуомо, Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции или Сан-Петронио в Болонье кажутся какими-то неоконченными сооружениями. В этом колоссальном труде Сиена сумела всюду выказать верный художественный такт». Стоит отметить, что несмотря на неудачу с постройкой Дуомо Нуово, сегодняшний Сиенский собор все равно является одним из самых больших соборов Италии.
Храм, приподнятый на широкой террасе, стоит на открытой площади и господствует над окружающими постройками. С трех сторон к нему ведут марши лестниц. Пышно украшенный западный фасад — великолепный образец итальянской готической архитектуры, облицованный полосами белого, красного и зеленого мрамора, имеет три портала, которые уравновешиваются тремя фронтонами-вимпергами, расположенными выше.
Над созданием Сиенского собора работал Никколо Пизано (1220—1278) — один из самых выдающихся итальянских архитекторов и скульпторов Средневековья. Однако в большей степени собор в Сиене связан с именем Джованни Пизано (1250—1320), сына Никколо. Фасад Сиенского собора — первая его самостоятельная работа (1285—1295 гг.). Мастер покинул Сиену в 1300 году, успев завершить возведение фасада лишь до линии вимпергов над дверьми (верхняя часть с круглым окном достроена в 1370 г.). Мастер широко использовал монументальную скульптуру. Аналогию скульптурному стилю Джованни Пизано можно найти к северу от Альп, однако драматическая глубина стиля Джованни оставляет далеко позади все, что может быть найдено на севере. Высокие фигуры на фасаде собора, ведущие диалог между собой и зрителем, выглядят чрезвычайно выразительно и убедительно. Сегодня большинство скульптур представляют собой копии, а их оригиналы в целях сохранения перемещены в музей собора.
Если снаружи собор поражает переливами белого, красного и зеленого, то внутри царят черные и белые цвета. Чередующиеся полосы черного и белого мрамора украшают и изящную колокольню-кампанилу, строительство которой было завершено в 1313 году. Шестиярусная кампанила легко взлетает в небеса, являясь зрительной осью всего ансамбля. Узкая, квадратная в плане башня выглядит тоньше, чем есть на самом деле. В толщу стен кампанилы врезаны прямоугольные проемы, увеличивающиеся в ширину по мере подъема вверх. В них установлены тонкие колонки, число которых растет с высотой, — от одной до шести в верхнем ярусе. Завершает кампанилу пирамидальный купол с четырьмя башенками по углам.
Всякого вступающего в собор неизменно захватывает волшебная элегантность его внутреннего убранства. Центральный неф сооружен в строгом романском стиле. Мощные, высотой 18 м, полосатые черно-белые колонны с тяжелыми коринфскими капителями протянулись по всей длине нефа, удерживая полукруглые романские арки и своды потолка, где на синем фоне сияют серебряные звезды. Витражи в огромных окнах-розах отбрасывают яркие блики на красочный, инкрустированный мрамором пол. Пространство и свет находятся в редкой гармонии. Пышность, пожалуй даже избыточность декора, производит ошеломляющее впечатление.
Над средокрестием поднимается увенчанный фонарем купол в романском стиле. Его размеры — 54 м в высоту и 16 м в диаметре. По всему периметру кровли на полосатых черно-белых полуколоннах установлены фигуры святых (XV в.) в полный рост.
Настоящее чудо — знаменитый мозаичный пол собора. Он создавался на протяжении двухсот лет, с 1369 по 1547 год (по другим сведениям — по 1562 г.), над ним работало 48 мастеров — от весьма именитых до совсем безвестных. «В таком деле не могло быть ни общего задания, ни строго намеченного плана, — пишет П.П. Муратов, — однако единство достигнуто здесь изумительное. Подобное единство могло быть осуществлено только в Сиене, представляющей нигде больше не встречающийся пример верности художественным традициям. Объяснить это явление можно опять-таки только высокой природной одаренностью нации. Хотя над полом трудились почти все лучшие художники Сиены, он все же является в значительной части делом малых мастеров и простых ремесленников. Но какой аристократизм художественной мысли, какая тонкая артистичность чувства выражены здесь этими второстепенными мастерами и скромными ремесленниками! Изысканность сиенского воображения сказалась даже в самом материале и приеме работы. Название мозаики, в сущности, не вполне приложимо к ней. Рисунки состоят здесь из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора... В самом деле, это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе».
Помимо разнообразного геометрического орнамента здесь представлены сцены из Нового Завета и аллегории на евангельские темы — всего 56 композиций. Вот уже несколько столетий эти уникальные бесценные произведения тщательно сберегаются закрытыми, и лишь несколько дней в году они открываются для полного обозрения, приводя в восхищение и настоящее благоговение поклонников искусства...
Вот композиция «Избиение младенцев», созданная Маттео ди Джованни — одна из лучших и наиболее известных; с ней соперничает в известности лишь «Авессалом» работы Пьетро дель Минелла... Вот «Император Сигизмунд» работы Доменико ди Бартоли... А вот и «Семь возрастов жизни» — удивительное произведение Антонио Федериги.
«Эти «Семь возрастов» — одно из самых чистых откровений итальянского Возрождения, — свидетельствует П.П. Муратов. — То утреннее и серебряное, что было в душе кватроченто, выражено в них не менее ярко, чем выражен золотой век в излучающих полноту жизни аттических рельефах. Ведь даже в архаическом греческом искусстве мало чувства юности. Оно всегда отягощено мудростью; оно переполнено сознанием божества и мира, но у Божества нет возраста, а мир никогда не свободен от тени печали. Понадобились долгие века веры в перерождение мира и человека, долгие века младенчества во Христе, чтобы юность стала возможна. Короли, как школьники, учились азбуке у монахов, рыцари давали Марии Деве обет вечного отрочества. Радость Франциска Ассизского не покидала с тех пор, как, проснувшись в одно утро и взглянув на долины Умбрии, он поверил в молодость мира. Этим средневековым весенним ветром были еще обвеяны улицы готической Сиены, когда Антонио Федериги изготовлял рисунок «Юности» для пола в соборе. Его чувство линии и формы уже достигло классической взвешенности и зрелости. Но эта юность так еще проникнута внутренней бурей, так полна энергией соколиного полета и человеческого подвига! Нарисованный Федериги юноша с соколом кажется самой живой фигурой Возрождения с ее двойственной природой, — с кипением пробудившихся в ней сил и страстей, с неумолимой твердостью и строгой красотой замыкающего ее контура».
В Сиенском соборе работали великие мастера. Великолепную чашу для святой воды при входе исполнил Антонио Федериги, статуи в алтаре — Франческо ди Джорджио. Алтарный образ, известный под названием Маэста (ныне хранится в музее собора), создал в 1308—1311 годах выдающийся мастер итальянской готической живописи Дуччо ди Буонинсенья из Сиены (ум. ок. 1318/19 г.). В центре композиции — Дева Мария, восседающая на троне в окружении ангелов и святых. Внизу — сцены детства Христа, вверху — ряд эпизодов из последних дней земной жизни Марии. С другой стороны представлены 26 сцен из жизни Христа, включая его страсти, Воскресение и эпизоды после Воскресения.
В соборе работал и другой выдающийся художник — Симоне Мартини (ум. в 1344 г.). Считается, что он был учеником Дуччо, но точных сведений о его жизни нет. Хотя Симоне многое почерпнул у Дуччо, его творческий диапазон был намного шире. Для собора в Сиене он в 1333 году создал прекрасный алтарный образ, центральным сюжетом которого является Благовещение. Здесь наиболее ярко проявились особенности стиля Симоне: легкие удлиненные фигуры написаны с необычайным изяществом и мастерством.
Среди художественных сокровищ собора — скульптурные шедевры Донателло и Микеланджело. Многое здесь связано и с именем Никколо Пизано. Монументальная восьмиугольная кафедра, над которой он трудился вместе со своим сыном Джованни, — один из наиболее известных шедевров этого мастера.
Расположенный в северном нефе алтарь Пикколомини был создан в 1481 году Андреа Бреньо. В 1501—1504 годах великий Микеланджело создал для него четыре статуи святых Григория, Павла, Петра и Пия. Установленная над алтарем статуя Девы с Младенцем — работа сиенского скульптора Джакопо делла Кверсия.
Рядом — вход в знаменитую библиотеку Пикколомини. Ее основание относится к 1492 году и связано с именем уроженца Сиены Франческо Тодескини-Пикколомини, в 1503 году ставшего римским папой под именем Пия III. Здесь хранятся его личные книги и рукописи. Десять больших фресок, украшающих стены библиотеки и изображающих жизнь папы Пия III, принадлежат кисти Пинтуриккио. В центре библиотечного зала — скульптурная группа «Три грации», римская копия III века н.э. с работы древнегреческого скульптора Праксителя.
Бульшая часть художественных сокровищ хранится в музее собора — Museo dell'Opera. Он расположен в недостроенном нефе Дуомо Нуово. Здесь можно видеть оригиналы работ Донателло, Джованни Пизано, Джакопо делла Кверсии, Дуччо ди Буонинсенья и других великих мастеров, на протяжении столетий работавших над украшением Сиенского собора, — Дуомо Санта-Мария дель Ассунта, Дома Девы Марии, на алтарь которой они принесли лучшие свои творения, весь жар своих сердец. И на вопрос Данте: «Чья кисть повторит или чей свинец, чаруя разум самый прихотливый, тех черт и теней дивный образец?» многократно цитируемый в этой главе П.П. Муратов отвечает так: «Сиена может дать гордый ответ на этот вопрос: все, что здесь сделано, сделано руками ее несравненных, благороднейших мастеров».
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: