Собор в Сиене - это...

«Воспоминание о Сиене в ряду других итальянских воспоминаний остается самым светлым и наиболее дорогим. Вдали от Италии образ этого благороднейшего тосканского города, как ничто другое, заставляет грустить о прошедших и счастливых странствиях. В нем соединяется все то, что заставляет сердце биться сильнее при слове Италия — святая древность, цветущее искусство, речь Данте в устах народа, чувство воздуха, чувство насыщенной тонкими силами земли, производящей веками мирные оливы и хмельной виноград. В Сиене слилось все это с единственной в своем роде стройностью и гармонией. Свой древний средневековый облик она сохранила лучше других итальянских городов. Художественное процветание ее представляет пример удивительной цельности, так что созданное здесь людьми разных поколений и разных одаренностей кажется только разным воплощением ее гения», — писал в своих знаменитых «Образах Италии» П.П. Муратов.

Сиена сохранила до наших дней множество выдающихся архитектурных памятников. Но настоящим ее украшением является городской собор Санта-Мария дель Ассунта, или просто Дуомо («Собор») — прекрасный образец итальянской готики. Его строительство восходит к тем временам, когда этот старинный тосканский город находился на вершине могущества и славы, а династия прославленных мастеров Пизано создавала свои лучшие работы.

Закладка собора относится к 1220-м годам (предположительно — в 1226 г.). Он планировался как зальный храм и строился в стиле романского зодчества. Однако полвека спустя граждане «высокомерной Сиены», как называл этот город Данте, пожелали изменить первоначальный план и перестроить уже почти готовый собор в стиле вошедшей в моду готики. Строительство было затеяно немыслимое: предполагалось, что новый собор станет самой большой церковью в христианском мире. При этом здание уже построенного храма должно было войти в его состав лишь в качестве одного из трансептов.

План перестройки был разработан сиенским архитектором Лоренцо Маитани, строителем собора в другом итальянском городе — Орвьето. Однако сооружение монументального храма — Дуомо Нуово («Нового собора»), начавшееся в 1321 году, вскоре было прекращено: на Сиену одна за другой стали обрушиваться неурядицы. Городская казна опустела, вспыхнули раздоры между соперничающими партиями. А эпидемия чумы, в 1348 году выкосившая половину населения Сиены, окончательно поставила крест на амбициозном проекте (о нем сегодня напоминают лишь величественные арки, колонны и остатки стен). С 1357 года работы по строительству Дуомо Нуово были прекращены, и мастера вынуждены были бросить все силы на завершение уже существующего здания. Работы продолжались до 1382 года, когда были закончены западный фасад и апсиды собора. Его восточный фасад так и не был завершен; сохранился лишь рисунок, как он должен был выглядеть.

После всех этих перипетий с перестройками и достройками собор в Сиене приобрел план латинского креста и ряд готических элементов, демонстрируя, однако, при этом постоянство романских форм итальянской архитектуры. То, что затея с гигантским Дуомо Нуово так и не была воплощена в жизнь, послужило собору лишь на пользу. «Отказавшись от этой мысли, сиенцы обратились к украшению старого Дуомо со всем жаром своей набожности, со всем вкусом, которым наделила их природная художественная одаренность, — отмечает П.П. Муратов. — Эта работа велась на протяжении двух столетий. В результате — перед нами здание, которому нет равных по завершенности во всей Италии. В сравнении с сиенским Дуомо, Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции или Сан-Петронио в Болонье кажутся какими-то неоконченными сооружениями. В этом колоссальном труде Сиена сумела всюду выказать верный художественный такт». Стоит отметить, что несмотря на неудачу с постройкой Дуомо Нуово, сегодняшний Сиенский собор все равно является одним из самых больших соборов Италии.

Храм, приподнятый на широкой террасе, стоит на открытой площади и господствует над окружающими постройками. С трех сторон к нему ведут марши лестниц. Пышно украшенный западный фасад — великолепный образец итальянской готической архитектуры, облицованный полосами белого, красного и зеленого мрамора, имеет три портала, которые уравновешиваются тремя фронтонами-вимпергами, расположенными выше.

Над созданием Сиенского собора работал Никколо Пизано (1220—1278) — один из самых выдающихся итальянских архитекторов и скульпторов Средневековья. Однако в большей степени собор в Сиене связан с именем Джованни Пизано (1250—1320), сына Никколо. Фасад Сиенского собора — первая его самостоятельная работа (1285—1295 гг.). Мастер покинул Сиену в 1300 году, успев завершить возведение фасада лишь до линии вимпергов над дверьми (верхняя часть с круглым окном достроена в 1370 г.). Мастер широко использовал монументальную скульптуру. Аналогию скульптурному стилю Джованни Пизано можно найти к северу от Альп, однако драматическая глубина стиля Джованни оставляет далеко позади все, что может быть найдено на севере. Высокие фигуры на фасаде собора, ведущие диалог между собой и зрителем, выглядят чрезвычайно выразительно и убедительно. Сегодня большинство скульптур представляют собой копии, а их оригиналы в целях сохранения перемещены в музей собора.

Если снаружи собор поражает переливами белого, красного и зеленого, то внутри царят черные и белые цвета. Чередующиеся полосы черного и белого мрамора украшают и изящную колокольню-кампанилу, строительство которой было завершено в 1313 году. Шестиярусная кампанила легко взлетает в небеса, являясь зрительной осью всего ансамбля. Узкая, квадратная в плане башня выглядит тоньше, чем есть на самом деле. В толщу стен кампанилы врезаны прямоугольные проемы, увеличивающиеся в ширину по мере подъема вверх. В них установлены тонкие колонки, число которых растет с высотой, — от одной до шести в верхнем ярусе. Завершает кампанилу пирамидальный купол с четырьмя башенками по углам.

Всякого вступающего в собор неизменно захватывает волшебная элегантность его внутреннего убранства. Центральный неф сооружен в строгом романском стиле. Мощные, высотой 18 м, полосатые черно-белые колонны с тяжелыми коринфскими капителями протянулись по всей длине нефа, удерживая полукруглые романские арки и своды потолка, где на синем фоне сияют серебряные звезды. Витражи в огромных окнах-розах отбрасывают яркие блики на красочный, инкрустированный мрамором пол. Пространство и свет находятся в редкой гармонии. Пышность, пожалуй даже избыточность декора, производит ошеломляющее впечатление.

Над средокрестием поднимается увенчанный фонарем купол в романском стиле. Его размеры — 54 м в высоту и 16 м в диаметре. По всему периметру кровли на полосатых черно-белых полуколоннах установлены фигуры святых (XV в.) в полный рост.

Настоящее чудо — знаменитый мозаичный пол собора. Он создавался на протяжении двухсот лет, с 1369 по 1547 год (по другим сведениям — по 1562 г.), над ним работало 48 мастеров — от весьма именитых до совсем безвестных. «В таком деле не могло быть ни общего задания, ни строго намеченного плана, — пишет П.П. Муратов, — однако единство достигнуто здесь изумительное. Подобное единство могло быть осуществлено только в Сиене, представляющей нигде больше не встречающийся пример верности художественным традициям. Объяснить это явление можно опять-таки только высокой природной одаренностью нации. Хотя над полом трудились почти все лучшие художники Сиены, он все же является в значительной части делом малых мастеров и простых ремесленников. Но какой аристократизм художественной мысли, какая тонкая артистичность чувства выражены здесь этими второстепенными мастерами и скромными ремесленниками! Изысканность сиенского воображения сказалась даже в самом материале и приеме работы. Название мозаики, в сущности, не вполне приложимо к ней. Рисунки состоят здесь из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора... В самом деле, это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе».

Помимо разнообразного геометрического орнамента здесь представлены сцены из Нового Завета и аллегории на евангельские темы — всего 56 композиций. Вот уже несколько столетий эти уникальные бесценные произведения тщательно сберегаются закрытыми, и лишь несколько дней в году они открываются для полного обозрения, приводя в восхищение и настоящее благоговение поклонников искусства...

Вот композиция «Избиение младенцев», созданная Маттео ди Джованни — одна из лучших и наиболее известных; с ней соперничает в известности лишь «Авессалом» работы Пьетро дель Минелла... Вот «Император Сигизмунд» работы Доменико ди Бартоли... А вот и «Семь возрастов жизни» — удивительное произведение Антонио Федериги.

«Эти «Семь возрастов» — одно из самых чистых откровений итальянского Возрождения, — свидетельствует П.П. Муратов. — То утреннее и серебряное, что было в душе кватроченто, выражено в них не менее ярко, чем выражен золотой век в излучающих полноту жизни аттических рельефах. Ведь даже в архаическом греческом искусстве мало чувства юности. Оно всегда отягощено мудростью; оно переполнено сознанием божества и мира, но у Божества нет возраста, а мир никогда не свободен от тени печали. Понадобились долгие века веры в перерождение мира и человека, долгие века младенчества во Христе, чтобы юность стала возможна. Короли, как школьники, учились азбуке у монахов, рыцари давали Марии Деве обет вечного отрочества. Радость Франциска Ассизского не покидала с тех пор, как, проснувшись в одно утро и взглянув на долины Умбрии, он поверил в молодость мира. Этим средневековым весенним ветром были еще обвеяны улицы готической Сиены, когда Антонио Федериги изготовлял рисунок «Юности» для пола в соборе. Его чувство линии и формы уже достигло классической взвешенности и зрелости. Но эта юность так еще проникнута внутренней бурей, так полна энергией соколиного полета и человеческого подвига! Нарисованный Федериги юноша с соколом кажется самой живой фигурой Возрождения с ее двойственной природой, — с кипением пробудившихся в ней сил и страстей, с неумолимой твердостью и строгой красотой замыкающего ее контура».

В Сиенском соборе работали великие мастера. Великолепную чашу для святой воды при входе исполнил Антонио Федериги, статуи в алтаре — Франческо ди Джорджио. Алтарный образ, известный под названием Маэста (ныне хранится в музее собора), создал в 1308—1311 годах выдающийся мастер итальянской готической живописи Дуччо ди Буонинсенья из Сиены (ум. ок. 1318/19 г.). В центре композиции — Дева Мария, восседающая на троне в окружении ангелов и святых. Внизу — сцены детства Христа, вверху — ряд эпизодов из последних дней земной жизни Марии. С другой стороны представлены 26 сцен из жизни Христа, включая его страсти, Воскресение и эпизоды после Воскресения.

В соборе работал и другой выдающийся художник — Симоне Мартини (ум. в 1344 г.). Считается, что он был учеником Дуччо, но точных сведений о его жизни нет. Хотя Симоне многое почерпнул у Дуччо, его творческий диапазон был намного шире. Для собора в Сиене он в 1333 году создал прекрасный алтарный образ, центральным сюжетом которого является Благовещение. Здесь наиболее ярко проявились особенности стиля Симоне: легкие удлиненные фигуры написаны с необычайным изяществом и мастерством.

Среди художественных сокровищ собора — скульптурные шедевры Донателло и Микеланджело. Многое здесь связано и с именем Никколо Пизано. Монументальная восьмиугольная кафедра, над которой он трудился вместе со своим сыном Джованни, — один из наиболее известных шедевров этого мастера.

Расположенный в северном нефе алтарь Пикколомини был создан в 1481 году Андреа Бреньо. В 1501—1504 годах великий Микеланджело создал для него четыре статуи святых Григория, Павла, Петра и Пия. Установленная над алтарем статуя Девы с Младенцем — работа сиенского скульптора Джакопо делла Кверсия.

Рядом — вход в знаменитую библиотеку Пикколомини. Ее основание относится к 1492 году и связано с именем уроженца Сиены Франческо Тодескини-Пикколомини, в 1503 году ставшего римским папой под именем Пия III. Здесь хранятся его личные книги и рукописи. Десять больших фресок, украшающих стены библиотеки и изображающих жизнь папы Пия III, принадлежат кисти Пинтуриккио. В центре библиотечного зала — скульптурная группа «Три грации», римская копия III века н.э. с работы древнегреческого скульптора Праксителя.

Бульшая часть художественных сокровищ хранится в музее собора — Museo dell'Opera. Он расположен в недостроенном нефе Дуомо Нуово. Здесь можно видеть оригиналы работ Донателло, Джованни Пизано, Джакопо делла Кверсии, Дуччо ди Буонинсенья и других великих мастеров, на протяжении столетий работавших над украшением Сиенского собора, — Дуомо Санта-Мария дель Ассунта, Дома Девы Марии, на алтарь которой они принесли лучшие свои творения, весь жар своих сердец. И на вопрос Данте: «Чья кисть повторит или чей свинец, чаруя разум самый прихотливый, тех черт и теней дивный образец?» многократно цитируемый в этой главе П.П. Муратов отвечает так: «Сиена может дать гордый ответ на этот вопрос: все, что здесь сделано, сделано руками ее несравненных, благороднейших мастеров».


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Италия (Деян. ХVIII, 2, XXVII, 1, 6, Евр. ХIII, 24) — общеизвестное европейское государство, в котором во дни Господа Иисуса Христа и апостолов столицей был г. Рим на р. Тибре. В Новом Завете означенным словом указывается на полуостров Италийский, простирающийся от Альпийских...
Величайшие храмы мира
Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых парадоксальных сооружений Средневековья. Его менее всего можно назвать готическим. Но, несмотря на это, Миланский собор — выдающийся и пожалуй лучший образец итальянской готики! Собор в Милане...
Величайшие храмы мира
Известно, что «на стыках» различных культур благодаря взаимодействию несхожих элементов обычно возникают самобытные оригинальные формы. Такова блистательная культура Сицилии XII столетия. Этот остров постоянно подвергался нападениям со стороны византийских, арабских,...
Величайшие храмы мира
Все, что минутно, все, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик, И догорает позолота В стенах прохладных базилик, — писал об этом удивительном городе Александр Блок. Равенна...
Величайшие храмы мира
Римский Пантеон — грандиозный и на редкость хорошо сохранившийся памятник эпохи императора Адриана (117—138). Это величественное здание считается не только величайшим шедевром римской архитектуры, но и памятником всемирно-исторического значения. Пантеон — это храм всех богов,...
Величайшие храмы мира
Что такое Пизанская башня? Обычно это всемирно известное здание принято рассматривать как некое самостоятельное сооружение, стоящее где-то на отшибе и живущее своей самостоятельной жизнью... Ничего подобного. Пизанская башня — часть ансамбля городского собора Санта-Мария...
Величайшие храмы мира
Флоренция — центр итальянской области Тоскана. В этом прославленном своими традициями художественном центре еще в X—XI веках выработалась собственная школа архитектуры, продолжавшая позднеантичное направление. Грандиозный силуэт Флорентийского собора господствует над обликом...
Величайшие храмы мира
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венецианской лагуны. Во сне Марку явился ангел и...
Энциклопедия мифологии
В V в. до н. э. кельты расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов перебраться далее, на земли...

Поделиться:

Реклама