Собор Санта-Мария Маджоре в Пизе - это...

Что такое Пизанская башня? Обычно это всемирно известное здание принято рассматривать как некое самостоятельное сооружение, стоящее где-то на отшибе и живущее своей самостоятельной жизнью...

Ничего подобного. Пизанская башня — часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу.

Знаменитый соборный ансамбль в Пизе — шедевр средневековой итальянской архитектуры. Создание ансамбля началось в 1063 году, когда на окраине города, на зеленом лугу, было заложено здание городского собора. Ансамбль включал в себя беломраморный пятинефный собор, колокольню и баптистерий-крещальню. Так на удаленной от городского центра площади было построено одно из выдающихся произведений Средневековья, оказавшее огромное влияние на развитие итальянской, да и всей европейской архитектуры.

«Пизанская площадь кажется созданной и чудесно, и внезапно в одну ночь, — пишет П.П. Муратов в своих "Образах Италии", — настолько непонятен нам теперь длительный прилив художественных сил, великой гордости и высшей энергии, пережитой когда-то пизанцами».

Первым строителем храма был архитектор Бускетто, вероятно, выходец из Греции. На это указывают как фамилия мастера, так и предложенная им композиция собора, восходящая к традициям византийской архитектуры V века.

После 1118 года строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф здания и возвел фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком камнем с мраморными инкрустациями. Под ярким южным солнцем Пизанский собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Собор производит удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Сколько же терпения и любви понадобилось мастерам, чтобы так тщательно и кропотливо соединять в единое целое множество мраморных деталей!

В основном строительство Пизанского собора было завершено в 1150-х годах. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется тем, что мастера не тратили время на возведение сложных каменных сводов: перекрытие центрального нефа деревянное. Над порталами помещены красочные мозаичные панно. Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано. Его скульптуры напоминают искусство времен Римской империи времен раннего христианства. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса («проторенессанс»). Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.

В алтаре Пизанского собора возвышается колоссальная статуя Христа. Очень хороша мраморная готическая кафедра (амвон) работы отца и сына Пизано, одна из главных достопримечательностей собора. Кафедра богато украшена скульптурой и рельефами работы Никколо Пизано, выполненными около 1260 года. В целом же внутреннее убранство собора сильно пострадало во время пожара 1596 года.

В Пизанском соборе находятся несколько захоронений исторических деятелей, среди которых германский император Генрих VII.

Строительство звонницы-кампанилы (Пизанской башни) было начато в 1174 году, как предполагают, мастерами Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и Боннано. Башня имеет монолитное основание, окруженное «слепыми» (без прохода внутрь) аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей, таких же, как и аркады главного фасада собора. Этот мотив аркад объединяет весь ансамбль в единое целое.

Высота башни составляет 56 м, диаметр — 15 м. На вершину башни ведет лестница в 294 ступени. Вследствие неравномерной осадки грунта Пизанская башня накренилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать ее падению, последний ярус башни, возведенный в 1301 году, с целью восстановить равновесие был смещен в сторону, противоположную наклону башни. Сегодня отклонение башни от вертикальной оси составляет 4,5 м, и оно продолжает увеличиваться со скоростью 7—10 мм в год.

С Пизанским собором связано имя Галилео Галилея. Галилей, уроженец Пизы, как рассказывают, производил опыты, бросая с верхушки Пизанской башни ядра различного веса, и вывел из этого свои формулы свободного падения. А наблюдая, как раскачиваются светильники в соборе, Галилей сформулировал законы колебания маятника.

В ансамбль собора входит круглое здание баптистерия. Его начал возводить в 1153 году в романском стиле, созвучном всему соборному ансамблю, архитектор Диотисальви. Диаметр основания баптистерия составляет 35 м. Сооружение увенчано высоким полукруглым куполом.

Пизанский собор с «падающей» башней и монументальным круглым баптистерием составляет исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль. Он явился образцом для многих других построек Тосканы.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Италия (Деян. ХVIII, 2, XXVII, 1, 6, Евр. ХIII, 24) — общеизвестное европейское государство, в котором во дни Господа Иисуса Христа и апостолов столицей был г. Рим на р. Тибре. В Новом Завете означенным словом указывается на полуостров Италийский, простирающийся от Альпийских...
Величайшие храмы мира
Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых парадоксальных сооружений Средневековья. Его менее всего можно назвать готическим. Но, несмотря на это, Миланский собор — выдающийся и пожалуй лучший образец итальянской готики! Собор в Милане...
Величайшие храмы мира
Известно, что «на стыках» различных культур благодаря взаимодействию несхожих элементов обычно возникают самобытные оригинальные формы. Такова блистательная культура Сицилии XII столетия. Этот остров постоянно подвергался нападениям со стороны византийских, арабских,...
Величайшие храмы мира
Все, что минутно, все, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик, И догорает позолота В стенах прохладных базилик, — писал об этом удивительном городе Александр Блок. Равенна...
Величайшие храмы мира
«Воспоминание о Сиене в ряду других итальянских воспоминаний остается самым светлым и наиболее дорогим. Вдали от Италии образ этого благороднейшего тосканского города, как ничто другое, заставляет грустить о прошедших и счастливых странствиях. В нем соединяется все то, что...
Величайшие храмы мира
Римский Пантеон — грандиозный и на редкость хорошо сохранившийся памятник эпохи императора Адриана (117—138). Это величественное здание считается не только величайшим шедевром римской архитектуры, но и памятником всемирно-исторического значения. Пантеон — это храм всех богов,...
Величайшие храмы мира
Флоренция — центр итальянской области Тоскана. В этом прославленном своими традициями художественном центре еще в X—XI веках выработалась собственная школа архитектуры, продолжавшая позднеантичное направление. Грандиозный силуэт Флорентийского собора господствует над обликом...
Величайшие храмы мира
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венецианской лагуны. Во сне Марку явился ангел и...
Энциклопедия мифологии
В V в. до н. э. кельты расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов перебраться далее, на земли...

Поделиться:

Реклама