Собор в Лиме - это...
Первым оплотом испанских конкистадоров во главе с Франсиско Писарро завоевавших Перу, стало в 1534 году небольшое поселение Хауха, расположенное высоко в Центральных Андах. Испанцы избрали это место из-за мягкого и здорового климата и исключительно красивого горного пейзажа. Но из-за отдаленности от моря и бесплодности почв Писарро вскоре начал искать новое место для столицы будущего вице-королевства.
В январе 1535 года посланцы Писарро прибыли на берег Тихого океана, к устью реки Римак. По преданию, осмотрев долину реки и отметив ее удобное местоположение и плодородие, конкистадоры спросили местных индейцев о климате здешних мест. Лето было в разгаре, стояла прекрасная погода, и коварные индейцы уверили испанцев, что такая погода бывает здесь круглый год. 18 января конкистадоры заложили в долине реки Римак город Сьюдад-де-лос-Рейес — «Город королей», позднее получивший название Лима. Но вскоре оказалось, что аборигены обманули своих завоевателей: дело в том, что более полугода небо над Лимой затянуто серыми облаками, а зимой температура понижается до 13—14 °С, что в сочетании с высокой влажностью и холодными туманами делает климат гнилым и нездоровым. Как бы то ни было, в долине реки Римак вырос огромный город, который стал главным городом Нового Света, резиденцией вице-королей, а с 1821 года — столицей Республики Перу. А его сердцем вот уже на протяжении почти половины тысячелетия остается площадь Пласа Майор со знаменитым кафедральным собором Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон.
Краеугольный камень в основание собора заложил 18 января 1535 года сам Франсиско Писарро. Первое здание храма было построено в 1535—1555 годах и имело довольно скромный облик и размеры: время было трудное, борьба с индейцами продолжалась, и тогдашним жителям Лимы — почти сплошь военным — в большей степени требовались фортификационные постройки, чем пышный кафедральный собор. Положение начало изменяться лишь с 1564 года, когда архитектор Алонсо Бельтран при поддержке архиепископа Херонимо Алайса разработал проект огромного пятинефного храма, облик которого был вдохновлен собором в Севилье. Его строительство началось с разрушения старой церкви, но вскоре было остановлено, поскольку оказалось, что в казне нет средств на реализацию такой амбициозной затеи. На выручку пришел известный архитектор Франсиско Бесерра (1545—1605), уроженец Эстремадуры, блестящий мастер испанского ренессанса и строитель соборов в Пуэбле, Кито и Куско. По заказу властей Лимы он создал заключительный проект трехнефного храма, в котором величественность и масштабность сочетались с экономностью и здравым смыслом.
Проект Бесерры был реализован уже после смерти архитектора. В 1624 году новый собор был освящен, однако двумя годами позже началась полная реконструкция его главного фасада под руководством архитекторов Хуана Мартинеса Арроны и Педро Ногеры. Из-за обилия фигур святых, установленных в нишах обоих крыльев, проект Арроны и Ногеры получил название «портал-ретабло» — по аналогии с ретабло, традиционным заалтарным образом, украшающим интерьеры испанских церквей. «Портал-ретабло» собора в Лиме, созданный в 1629—1646 годах, стал первым произведением подобного рода; позже этот прием получил самое широкое распространение в церковных постройках Нового Света.
До наших дней от собора Бесерры с «порталом-ретабло» работы Арроны и Ногеры не уцелело практически ничего, за исключением некоторых частей внутреннего убранства. Подобно многим другим городам колониальной Америки Лима часто страдала от разрушительных землетрясений. Европейские методы строительства, принесенные испанцами в Новый Свет, оказались в новых условиях неэффективными, и катастрофическое землетрясение 1746 года оставило от храма лишь груду камней.
Существующее здание собора в Лиме построено в 1747—1758 годах по распоряжению вице-короля Хосе Антонио Мансо де Веласко под руководством архитектора-иезуита Хуана Рера. При этом Рер опирался на старый проект Бесерры, оформив, однако, фасады в духе колониального барокко в его местном, лимском варианте, отличающемся особой пышностью и жизнерадостностью. Относительно сдержанное убранство фасадов в полной мере компенсируется пышностью порталов, обрамленных колоннами и фигурами святых.
В интерьере можно видеть великолепные работы выдающегося каталонского мастера Педро Ногеры: главный алтарь и скульптурное убранство хора. Роскошный заалтарный образ-ретабло выполнен в середине XVII века скульптором Мартинесом Монтаньесом. Некоторые из живописных полотен, украшающих собор, в частности образ святой Вероники, приписываются кисти Мурильо. В капелле, расположенной сбоку от главного входа, хранится урна с пеплом легендарного конкистадора Франсиско Писарро — покорителя империи инков и основателя Лимы.
В ризнице собора располагается музей религиозного искусства.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: