Собор в Куско - это...

«Приветствую тебя, великий Куско!» — почтительно произносил каждый путешественник, перед которым открывались величественные постройки столицы инков. Ее монументальные сооружения, грандиозные храмы и дворцы поразили и испанских конкистадоров, вступивших в город 8 ноября 1533 года. Однако они распорядились наследием инков по-своему. Испанцы практически до основания разрушили дворцы и храмы, предварительно разграбив внутреннее убранство, а на их месте, зачастую используя фундаменты индейских построек, построили свои церкви, монастыри и дворцы. Так началась новая история города, в облике которого переплелись две разные культуры — индейская и испанская.

Расположенный на высоте 3400 метров, современный Куско по своему облику является типично колониальным испанским городом, но большинство его зданий, сооруженных в стиле барокко, с аркадами и характерными живописными балкончиками, стоят на инкских фундаментах. Многие древние строения открылись после землетрясений: более поздние испанские здания разрушились, обнаружив под собой первоначальную застройку. Землетрясения долгое время были настоящим бичом города. Они почти полностью разрушили ранние сооружения колониального Куско, и на рубеже XVII—XVIII веков город был фактически заново отстроен.

Куско расположен в долине реки Уатанай и на склонах прилегающих холмов. Его узкие кривые улочки сбегают к центральной площади Пласа-де-Армас. Это исторический центр города. Пласа де Армас отмечает место, где когда-то располагалась инкская Кориканча — священный квартал, застроенный храмами и дворцами, впоследствии разрушенными испанцами. С Пласа-де-Армас связаны многие события истории колониального Куско. В те времена площадь часто служила местом публичных казней. В 1538 году здесь был казнен Диего де Альмагро, поверженный соперник Франсиско Писарро; в 1548 году — Гонсало Писарро, брат великого конкистадора; в 1572 году — индейский вождь Тупак Амару, последний из рода Великих Инков; в 1781 году — предводитель индейского восстания Хосе Габриэль Кондорканки, более известный под именем Тупак Амару II.

Нынешний ансамбль Пласа-де-Армас сложился к началу XVIII века, когда здесь были построены величественные каменные церкви и монастыри — Ла-Компания, Санто-Доминго, Ла-Мерсед, поражающие пышностью архитектуры и богатством убранства. Здесь же, на месте бывших инкских храмов, испанцы возвели монументальный собор Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон — один из самых выдающихся памятников колониальной Америки.

Первое здание собора начал строить в 1556—1560-х годах испанский архитектор Хуан Мануэль де Вераменди. В строительстве широко использовались камни от старых инкских построек. В 1650 году землетрясение, какие случаются в Куско раз в триста лет, разрушило собор, и в 1650—1654 годах он фактически был возведен заново. Эта перестройка велась под руководством архитекторов Хуана Коррео, Мигеля Гутьерреса Сансио и Франсиско Чавеса-и-Арельяно. При этом была осуществлена частичная перепланировка собора, переделаны фасады, а башни-колокольни лишились своих третьих ярусов. В июне 1654 года все работы были завершены, и 14 августа епископ Куско дон Педро де Ортега-и-Сотомайор освятил новый храм.

Западная башня собора — Торре дель Евангелио — связана с легендой о некоем индейском вожде-касике, взятом в плен испанцами. Он содержался в темнице этой башни и предсказал, что день, когда башня рухнет, станет началом возрождения великой инкской империи Тауантинсуйю. 21 мая 1950 года во время очередного мощного землетрясения башня действительно рухнула, расколовшись на три огромных блока. Но никакого возрождения империи инков за этим не последовало, а башня была быстро восстановлена, кстати — с помощью испанского правительства. Впрочем, среди индейцев некоторые все еще уверены, что придет день и пророчество касика исполнится.

На башне висит самый большой колокол Куско — «Мария Ангола», весом около 6 тонн, отлитый в 1659 году. Он носит имя местной прихожанки Марии Анголы, которая пожертвовала на отливку колокола 25 фунтов золота. Это золото добавили к колокольной бронзе, и если все другие колокола отличает «серебряный звон», то звон колокола «Мария Ангола» воистину золотой. Его звук слышен на 40 км окрест.

Массивное желто-серое здание собора в Куско с двумя мощными квадратными башнями буквально завораживает своим величием. Его высота — 33 м. При этом облик собора проще и строже других барочных церквей Нового Света. Главным его украшением являются пышно оформленные порталы, центральный носит название Пуэрта-дель-Пердон — «Врата прощения». В их прихотливом скульптурном убранстве, в узорах резных деревянных дверей присутствует множество традиционных индейских мотивов, что объясняется существованием в Куско XVII столетия самобытной художественной школы, впитавшей в себя лучшие традиции индейского и европейского искусства. Она получила наименования «школы Куско».

При всем великолепии и усложненности форм фасада собор представляет простую трехнефную базилику, имеющую в плане вид латинского креста. К основному зданию примыкают девять капелл, сакристия (ризница) и две церкви — Саграда Фамилия и Триумфа. Площадь всего комплекса составляет 4 тыс. кв. м.

Церковь Триумфа является старейшей испанской постройкой Куско. Строительство этого храма началось в 1534 году на том самом месте, где при инках стояло круглое здание «Сунтур Уаси», примыкавшее к дворцу восьмого великого инки — Инки Виракочи (Атун Тупак Инки). В «Сунтур Уаси» располагался арсенал, здесь же хранились императорские регалии. Сменившая «Сунтур Уаси» церковь Триумфа стала настоящим музеем эпохи конкисты. Само название церкви призвано напоминать о победе конкистадоров, сокрушивших могучую империю инков. Среди хранящихся здесь многочисленных реликвий — образ Сошествия Пресвятой Девы, который, по преданию, помог испанцам отстоять Куско во время осады города войсками восставшего Инки Манко в 1536 году. Здесь же можно видеть еще одну реликвию эпохи покорения Перу испанцами: статую небесного покровителя Испании святого Иакова (Сант-Яго), поражающего не традиционного для Испании мавра, а индейца-кечуа. В стенах храма хранится и знаменитый «крест конкисты», привезенный монахом Висенте Вальверде из Испании, с которым конкистадоры вошли в Куско и который они водрузили на центральной площади поверженной инкской столицы.

Небольшую трехнефную церковь Триумфа украшают шесть резных золоченых заалтарных образов — ретабло. Главный алтарь высечен из цельной гранитной глыбы и украшен многочисленными позолоченными деталями. В интерьере выделяются скульптуры святых, вырезанные из кедрового дерева местными мастерами Мартином Торресом и Мельчором Уаманом. На стенах — живописные полотна, принадлежащие кисти художника Диего Киспе Тито — создателя «школы Куско» и автора монументального образа «Пресвятая Дева Беленская», украшающего кафедральный собор.

Среди росписей собора вообще очень много работ живописцев «школы Куско», относящихся ко второй половине XVII века. Для всех частей огромного храма характерно неслыханно роскошное убранство интерьеров, резко контрастирующее с суровым внешним обликом собора. Мастера «школы Куско» — живописцы, ювелиры и скульпторы — приложили немало усилий, чтобы украсить величественный соборный ансамбль.

Главный алтарь выполнен в 1803 году в стиле классицизма из позолоченного дерева и богато украшен серебряными деталями. Вдоль стен хора стоят 42 деревянные скульптуры святых работы мастера Диего Ариаса де ла Серда. Тончайшая барочная резьба покрывает скамьи хора. Стены и колонны центрального нефа украшают картины, написанные индейским художником Антонио Синчи Рока, которые изображают апостолов и евангелистов. Характерно, что, создавая свои великолепные полотна, мастера «школы Куско» отталкивались от привычных им деталей быта. Так, на большой картине «Тайная вечеря», принадлежащей кисти живописца Маркоса Сапаты, можно видеть, что перед Христом и апостолами стоит поднос с жареной морской свинкой, которая была традиционным блюдом у индейцев, обитавших в окрестностях Куско. Другая картина посвящена событиям колониальной истории города и изображает происходящую в соборе сцену венчания Мартина Лойолы (родственника святого Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов) с доньей Беатрис Нуэтра, внучкой Инки Манко. Собор украшает и многочисленная серебряная утварь, исполненная мастерами высочайшего класса.

Одна из капелл носит название «Серебряная» (Платерия). Помимо богатого декоративного убранства и позолоченной резьбы в ней можно видеть так называемый «серебряный Иерусалим» или «балдахин», изготовленный в 1734 году. Этот балдахин используется во время торжественных процессий. Все его детали отлиты из серебра, в то время как основа состоит из резного позолоченного дерева.

Одним из лучших образцов работы мастеров «школы Куско» может служить алтарь капеллы Пресвятой Девы Чокончака. Еще более великолепные произведения украшают капеллу Пресвятой Девы Консепсьон, которую за необыкновенную красоту убранства называют «Прекрасной» («Ла Линда»). Ее барочный алтарь работы мастера Мартина де Торреса единодушно признан всеми специалистами высшим достижением колониального искусства Куско.

Еще одним шедевром является капелла Вирген-дель-Перпетуо-Сокорро, где стоит изображение Девы Марии высотой около 30 см, отлитое из чистого серебра. Рядом с барочным позолоченным алтарем помещена скульптура святой Розы из Лимы — доминиканской монахини, скончавшейся в 1617 году и канонизированной в 1671 году в качестве небесной покровительницы Перу.

Капелла Сеньор-де-лос-Темблорес хранит одну из главных святынь собора — статую «Смуглого Христа» («Кристо Морено»), небесного патрона Куско. Ежегодно в праздник Входа в Иерусалим с этой статуей совершаются торжественные процессии. Она была прислана в дар городу испанским королем Карлом V в середине XVI века. В результате позднейших реставраций, проводившихся мастерами «школы Куско», лик Христа приобрел смуглый оттенок, а сама скульптура — индейские черты, характерные для местной художественной школы. Венчающая Христа корона весит 1,3 кг и отлита из чистого золота.

Сакристия собора носит название «Расписной зал» из-за обилия украшающей ее живописи на библейские темы. Кроме того, здесь помещены портреты всех епископов и архиепископов Куско начиная с Висенте Вальверде. Помимо картин в сакристии имеется немало прекрасных образцов резьбы по дереву, относящихся к колониальному периоду. Резьбой покрыты и двери, ведущие в «Расписной зал». Среди хранящихся здесь драгоценностей — созданный мастерами из Куско старинный реликварий, на изготовление которого пошло 22 кг золота и 5 кг серебра. В сакристии находится также деревянный резной алтарь с витыми колоннами в стиле барокко. Роспись алтаря выполнена знаменитым фламандским мастером Ван Дейком.

В крипте, попасть в которую можно, минуя капеллу Рождества Девы Марии, погребены епископы и архиепископы Куско. На дверях, ведущих в крипту, — роспись: анонимный художник изобразил сцены землетрясения 1650 года, разрушившего старое здание собора.

Сегодня Куско является крупнейшим в Перу центром международного туризма. И этим он обязан знаменитому собору, воплотившему в себе лучшие художественные традиции Старого и Нового Света.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
Первым оплотом испанских конкистадоров во главе с Франсиско Писарро завоевавших Перу, стало в 1534 году небольшое поселение Хауха, расположенное высоко в Центральных Андах. Испанцы избрали это место из-за мягкого и здорового климата и исключительно красивого горного пейзажа. Но...
Величайшие храмы мира
Какие племена и народности населяли в древности Перу? Пожалуй, обычный человек никого, кроме инков, и не вспомнит. Действительно, когда в 1532 году испанские конкистадоры ступили на перуанскую землю, вся эта страна, а также Эквадор, Боливия и Северный Чили входили в пределы...

Поделиться:

Реклама