Смерть - это...

Это слово имеет в Библии два значения: "состояние, наступающее по завершении земной жизни", а также "почти персонифицир описываемая сила, к-рая приводит к этому состоянию"
I
Обычно под С подразумевается то мгновение, когда приходит конец жизни человека, те прекращается жизнедеят-сть организма - исчезает сознание, останавливается дыхание, тело остывает и начинается тление (ср 4Цар 4:31,32; Ин 11:39) С может наступить в результате болезни (4Цар 20:1; Иер 16:4; Лк 7:2; Ин 11:4), старости (ср Быт 25:8), от получ ран, а также в результате казни, те через кровопролитие (см Быт 9:6) Поскольку С означает утрату физич жизни, то она горька (1Цар 15:32) и мучительна (Деян 2:24) Вместе с тем она может быть желанной не только для притесняемых и бедных (Иов 3; 6:8-13), но и для пресытившихся жизнью (Иона 4:8) В бедствиях последних дней истории люди станут искать С (Откр 9:6), но не найдут ее
II
Однако чаще С изображается в Библии как персонифицир богопротивная сила, к-рая, будучи врагом жизни, угрожает ей, разрушает ее и в конце концов побеждает человека, разрывая все его связи с окружающим миром (Руфь 1:17; Пс 17:5,6) В этом значении С изображена в Откр 6:8 в виде всадника на белом коне (см Преисподняя) Со времен Адама(Рим 5:14)власть С над людьми всеобща и касается всех без исключ (Пс 89:4; Еккл 3:19-10; Ис 40:6-8; Рим 5:12; 1Кор 15:22)Человек пребывает в "тени смертной" (Мф 4:16) С - следствие и плод греха, отпадения человека от Бога (Быт 2:17; Рим 5:12; 6:23) Не соблюдая заповеди Бога и предаваясь греху, человек попадает во власть С (Рим 6:16; 8:6; 1Кор 15:56; Евр 2:14,15; Иак 1:15) Поскольку это обстоят-во осознавалось уже в ВЗ, то считалось, что прикосновение к мертвому телу оскверняет человека (см Лев 5:2; Чис 19:11) При этом не следует забывать, что Павел в своих пояснениях всегда говорит о С человека - образа Божьего, но не о смерти животного, поскольку С животного в отличие от С человека остается лишь явлением природы Бог Сам может во исполнение Своего суда предать человека С (1Цар 2:31), "свести" его "к персти смертной" (Пс 21:16) Но Бог не хочет С человека, даже если этот человек беззаконник (Иез 18:23); Он в конечном итоге всегда остается врагом С (ср Ос 13:14) Бог вырывает у С ее добычу (Пс 32:19; 55:14; 67:21), до тех пор пока окончат не победит и не уничтожит С (Ис 25:8; 1Кор 15:26; Откр 20:14)
III
Библия делает различие между жизнью физич, временной, и жизнью вечной Вечная см Жизнь - это полное и непрерывное общение человека с Богом Аналогично Библия различает физич и духовную С И если духовная жизнь - это добро, то вечная С представляет собой зло, проклятие и гибель(Втор 30:15,19; Притч 2:18; 8:36; 11:19; 12:28) Духовная С означает утрату общения с Богом и способности различать добро и зло (Лк 15:32; 1Тим 5:6; 1Ин 3:14), разложение (Еф 2:1; Кол 2:13), следствием чего является проклятие и закоснелость (ср Мф 23:13 и след) При этом людям, духовно мертвым, может казаться, что они находятся в нормальных отношениях с Богом (Откр 3:1) В состоянии духовной С пребывают все люди со времени отпадения от Бога; положение изменяется тогда, когда человек по милости Божьей оказывается спас для новой жизни через возрождение(Ин 5:24) Поэтому о верующих сказано, что они не увидят С вовек (Ин 8:51), ибо новая жизнь не может быть убита человеком (Мф 10:28) О том, что существование человека не заканчивается физич С, ясно свидет-вует книга Откровения Неверующие подвержены "второй смерти" (Откр 2:11; 20:6), к-рая прекращает их существование, а вместе с тем и возможность обращения к Богу, и в конечном итоге уничтожит все богопротивное на небе и на земле (Откр 20:14; 21:4,8; см Суд см Проклятие) Вторая С не имеет власти над верующими (Откр 20:6), потому что Христос, Который сначала Сам предал Свою душу на С (Ис 53:12; Флп 2:8), тем самым отнял у С ее власть(2Тим 1:10), поглотил С Своей победой, те упразднил ее (1Кор 15:54)Ученики Иисуса становятся причастными к этой победе, соединяясь с Христом через крещение в С (Рим 6:3 и след) Так они оказываются освобожд от власти С (Рим 8:2), и ничто (ст 38) не может вырвать их из руки Господа, отделить от Его любви Поэтому С Господа, к-рую Церковь возвещает в Вечере Господней, есть исток и начало их жизни (ср Рим 5:10; 1Кор 11:26) Благодаря Своей победе Христос является и Господином над С (Откр 1:18), и С будет вынуждена отдать Ему всю свою добычу (Откр 20:13) Впрочем, об этой власти Бога знал и ВЗ Так, текст Пс 15:10 свидет-вует, что Бог не отдаст С своих святых Божья власть проявляется в восхищении Еноха (Быт 5:24), а также в том, что с момента Второго пришествия Христа живущие верующие уже не будут умирать (ср 1Фес 4:17) Быть предаваемым С, подобно Христу, - естеств для христианина (2Кор 4:11); в его С, как и в его жизни, возвеличивается Христос(Флп 1:20), ибо его любовь к Христу превышает любовь к собств жизни (Откр 12:11) Умирая, он устремляет свой взор на небо, к Господу (Деян 7:55) И он знает, что его физич С не прекращает истинную жизнь, общение с Богом (ср Ин 8:51; 11:25 и след) В ВЗ также говорится, что праведный и при С своей может быть утешен надеждой (ср Притч 14:32)
IV
Бог ставит человека перед выбором между жизнью и С (Втор 30:15; Иер 21:8) В НЗ это происходит через проповедь Евангелия, принимая или отвергая к-рое человек решает вопрос о жизни или С; Евангелие есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор 2:16)
V
Подобно тому как обычно мертвым называют все то, что уже не способно отвечать, реагировать и действовать (ср Мф 28:4), Библия применяет это определение ко всему, что не имеет силы и значения пред Богом, в первую очередь к идолам (Пс 105:28 - в Синод пер - "бездушные"), а также к тщетной попытке человека оправдаться делами (Евр 6:1) и даже к вере, если она не проявляется в делах христ любви (Иак 2:17)










Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
момент прекращения жизненных функций организма. Одно из главных понятий мифологической картины мира. Момент перехода человека из «этого» мира в потусторонний мир граница между ними и, одновременно, основное содержание и характеристика того света. Смерть неизбежна...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
СМЕРТЬ, АРКАН ТАРО — тринадцатая карта Таро. Уже сама нумерация говорит о негативе вложенных в изображение идей. Вместе с картой Повешенного означает переход ко второй колоде карт — переход к новым формам существования, к новому циклу в цепи существования. На карте — образ...
Библейская энциклопедия
Смерть. Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью. Душа также может умереть, но не так как умирает тело...
Философский словарь
как биологическое понятие С. означает закономерный факт прекращения жизни в результате исчерпания жизненных ресурсов организма. Лишь простейшие (одноклеточные) организмы способны делиться, в принципе, до бесконечности. Все многоклеточные организмы «обречены на смерть, но только...
Философский словарь
Согласно Каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иепир а Ра, но от поцелуя рта Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба или Дворце Любви.
Философский словарь
Должно быть, во все времена человек чувствовал, что существует нечто действительно важное, ради чего он живет, и что его смерть или смерть его жены или ребенка не означает конец всего, что вызывает его интерес в этом мире. Для того, чтобы это отношение было подлинным и глубоким...
Философский словарь
- 1) в античной мысли рассматривалась как освобождение души от уз и тягот земного бытия, а философия трактовалась как подготовка и путь к смерти (Платон и др.); естественному страху перед смертью противопоставлялось убеждение в бессмертии души. 2) В христианстве смерть...
Философский словарь
- это тема философского размышления, долгое время остававшаяся прерогативой теологии, в рамках которой проблематизация С. рассматривается в контексте бессмертия души и вытекающих отсюда спасения души, страдания, искупления, греха, вины, смирения и т. д. Мартин Лютер первым...
Философский словарь
- одна из основных тем философского размышления, долгое время остававшаяся прерогативой не столько философии, сколько теологии, выступая в контексте проблематики бессмертия души. Тематизацией С. обозначен водораздел между классической, традиционной и неклассической, современной...
Философский словарь
- вторая основная дата в жизни человека; рождение и смерть определяют границы существования человека во времени, за их пределами человек человеком не является. Человек приходит из жизни, неся ее эстафету и уходит в небытие, сходит с дистанции жизни, обращаясь в прах; в этом...

Поделиться:

Реклама