Смерть - это...
Это слово имеет в Библии два значения: "состояние, наступающее по завершении земной жизни", а также "почти персонифицир описываемая сила, к-рая приводит к этому состоянию"
I
Обычно под С подразумевается то мгновение, когда приходит конец жизни человека, те прекращается жизнедеят-сть организма - исчезает сознание, останавливается дыхание, тело остывает и начинается тление (ср 4Цар 4:31,32; Ин 11:39) С может наступить в результате болезни (4Цар 20:1; Иер 16:4; Лк 7:2; Ин 11:4), старости (ср Быт 25:8), от получ ран, а также в результате казни, те через кровопролитие (см Быт 9:6) Поскольку С означает утрату физич жизни, то она горька (1Цар 15:32) и мучительна (Деян 2:24) Вместе с тем она может быть желанной не только для притесняемых и бедных (Иов 3; 6:8-13), но и для пресытившихся жизнью (Иона 4:8) В бедствиях последних дней истории люди станут искать С (Откр 9:6), но не найдут ее
II
Однако чаще С изображается в Библии как персонифицир богопротивная сила, к-рая, будучи врагом жизни, угрожает ей, разрушает ее и в конце концов побеждает человека, разрывая все его связи с окружающим миром (Руфь 1:17; Пс 17:5,6) В этом значении С изображена в Откр 6:8 в виде всадника на белом коне (см Преисподняя) Со времен Адама(Рим 5:14)власть С над людьми всеобща и касается всех без исключ (Пс 89:4; Еккл 3:19-10; Ис 40:6-8; Рим 5:12; 1Кор 15:22)Человек пребывает в "тени смертной" (Мф 4:16) С - следствие и плод греха, отпадения человека от Бога (Быт 2:17; Рим 5:12; 6:23) Не соблюдая заповеди Бога и предаваясь греху, человек попадает во власть С (Рим 6:16; 8:6; 1Кор 15:56; Евр 2:14,15; Иак 1:15) Поскольку это обстоят-во осознавалось уже в ВЗ, то считалось, что прикосновение к мертвому телу оскверняет человека (см Лев 5:2; Чис 19:11) При этом не следует забывать, что Павел в своих пояснениях всегда говорит о С человека - образа Божьего, но не о смерти животного, поскольку С животного в отличие от С человека остается лишь явлением природы Бог Сам может во исполнение Своего суда предать человека С (1Цар 2:31), "свести" его "к персти смертной" (Пс 21:16) Но Бог не хочет С человека, даже если этот человек беззаконник (Иез 18:23); Он в конечном итоге всегда остается врагом С (ср Ос 13:14) Бог вырывает у С ее добычу (Пс 32:19; 55:14; 67:21), до тех пор пока окончат не победит и не уничтожит С (Ис 25:8; 1Кор 15:26; Откр 20:14)
III
Библия делает различие между жизнью физич, временной, и жизнью вечной Вечная см Жизнь - это полное и непрерывное общение человека с Богом Аналогично Библия различает физич и духовную С И если духовная жизнь - это добро, то вечная С представляет собой зло, проклятие и гибель(Втор 30:15,19; Притч 2:18; 8:36; 11:19; 12:28) Духовная С означает утрату общения с Богом и способности различать добро и зло (Лк 15:32; 1Тим 5:6; 1Ин 3:14), разложение (Еф 2:1; Кол 2:13), следствием чего является проклятие и закоснелость (ср Мф 23:13 и след) При этом людям, духовно мертвым, может казаться, что они находятся в нормальных отношениях с Богом (Откр 3:1) В состоянии духовной С пребывают все люди со времени отпадения от Бога; положение изменяется тогда, когда человек по милости Божьей оказывается спас для новой жизни через возрождение(Ин 5:24) Поэтому о верующих сказано, что они не увидят С вовек (Ин 8:51), ибо новая жизнь не может быть убита человеком (Мф 10:28) О том, что существование человека не заканчивается физич С, ясно свидет-вует книга Откровения Неверующие подвержены "второй смерти" (Откр 2:11; 20:6), к-рая прекращает их существование, а вместе с тем и возможность обращения к Богу, и в конечном итоге уничтожит все богопротивное на небе и на земле (Откр 20:14; 21:4,8; см Суд см Проклятие) Вторая С не имеет власти над верующими (Откр 20:6), потому что Христос, Который сначала Сам предал Свою душу на С (Ис 53:12; Флп 2:8), тем самым отнял у С ее власть(2Тим 1:10), поглотил С Своей победой, те упразднил ее (1Кор 15:54)Ученики Иисуса становятся причастными к этой победе, соединяясь с Христом через крещение в С (Рим 6:3 и след) Так они оказываются освобожд от власти С (Рим 8:2), и ничто (ст 38) не может вырвать их из руки Господа, отделить от Его любви Поэтому С Господа, к-рую Церковь возвещает в Вечере Господней, есть исток и начало их жизни (ср Рим 5:10; 1Кор 11:26) Благодаря Своей победе Христос является и Господином над С (Откр 1:18), и С будет вынуждена отдать Ему всю свою добычу (Откр 20:13) Впрочем, об этой власти Бога знал и ВЗ Так, текст Пс 15:10 свидет-вует, что Бог не отдаст С своих святых Божья власть проявляется в восхищении Еноха (Быт 5:24), а также в том, что с момента Второго пришествия Христа живущие верующие уже не будут умирать (ср 1Фес 4:17) Быть предаваемым С, подобно Христу, - естеств для христианина (2Кор 4:11); в его С, как и в его жизни, возвеличивается Христос(Флп 1:20), ибо его любовь к Христу превышает любовь к собств жизни (Откр 12:11) Умирая, он устремляет свой взор на небо, к Господу (Деян 7:55) И он знает, что его физич С не прекращает истинную жизнь, общение с Богом (ср Ин 8:51; 11:25 и след) В ВЗ также говорится, что праведный и при С своей может быть утешен надеждой (ср Притч 14:32)
IV
Бог ставит человека перед выбором между жизнью и С (Втор 30:15; Иер 21:8) В НЗ это происходит через проповедь Евангелия, принимая или отвергая к-рое человек решает вопрос о жизни или С; Евангелие есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор 2:16)
V
Подобно тому как обычно мертвым называют все то, что уже не способно отвечать, реагировать и действовать (ср Мф 28:4), Библия применяет это определение ко всему, что не имеет силы и значения пред Богом, в первую очередь к идолам (Пс 105:28 - в Синод пер - "бездушные"), а также к тщетной попытке человека оправдаться делами (Евр 6:1) и даже к вере, если она не проявляется в делах христ любви (Иак 2:17)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: