Смерть - это...
момент прекращения жизненных функций организма. Одно из главных понятий мифологической картины мира. Момент перехода человека из «этого» мира в потусторонний мир граница между ними и, одновременно, основное содержание и характеристика того света. Смерть неизбежна предопределена судьбой, но время и обстоятельства своей смерти человеку знать не дано. Смерть есть расставание души с телом (кончина). Во время кончины появляется, приходит за душой какое-то мифическое лицо – смерть, Бог, архангел Михаил, святой. В этот момент происходит борьба за душу умирающего с силами дьявола (частный суд). Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой смертью наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание. У славян смерть – ипостась, карающий лик Марены, Мары. Предстает в виде старухи с косой.
В эзотерическом смысле смерть означает невидимый аспект жизни, всезнание, поскольку «мертвые все видят». Смерть для живущих на Земле предшествует духовному возрождению. Смерть – замена одного способа существования на другой, воссоединение тела с землей, а души с духом.
В оккультном смысле смерть означает разрыв серебряной нити, соединяющей астральное тело, или душу, с физическим телом. Смерть – это часть процесса перерождения на другие уровни бытия. В обрядах инициации тьма смертная испытывается прежде, чем родится новый человек, произойдет воскресение и реинтеграция.
Согласно каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иецер Ха Ра, но от поцелуя уст Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба, или дворце любви.
В откровениях тибетского учения о бардо смерти имеет три основных стадии, то есть является трехфазным процессом постепенного проявления ума: из его наичистейшего состояния (сущностной природы ума) через свет и энергию (сияние природы ума) в усиливающуюся кристаллизацию, в ментальную форму.
Опыт смерти, с точки зрения тибетских учений, принимается как возможность окончательного освобождения нашей сущностной природы от иллюзии материального существования.
В индуизме есть много слов для понятия смерти:
махапрастхана – великий уход
самадхимарана – сознательное умирание в состоянии медитации
махасамадхи – великое слияние или поглощение.
Все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты знают, что при смерти душа отделяется от физического тела и продолжает существовать в тонком теле (в сукшма-шарире) с теми желаниями, устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире, Антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли раньше, и её посещают земные знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку знают, что это одно из самых славных и возвышенных переживаний, обладающее огромным духовным потенциалом.
К другим терминам, обозначающим смерть относятся:
паньчатвам – смерть как растворение пяти элементов
мритью – естественная смерть
прайопавеша – добровольная смерть в результате голодания
марана – неестественная смерть, например, убийство.
Во многих религиях существует представление о неизбежной смерти (или гибели) всего человечества, богов и даже всей Вселенной (смотри Эсхатология). Однако и эта смерть не считается окончательной, за ней обязательно следует возрождение человечества в новом качестве, рождение новых богов и сотворение новой Вселенной.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: