Смерть - это...
СМЕРТЬ - в науке - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления Уже реконструкция захоронений неандертальцев свидетельствует о наличии у них представлений о неоконченнсти человеческого существования со С Это представление древних позднее привело к понятию бессмертной бестелесной души В античной философии была предпринята одна из первых попыток на рациональных основах примирить индивидуальное сознание с неизбежностью собственной С Эта попытка воплотилась в двух концепциях, предлагавших пути избавления от страха перед С: Сократа - Платона и атомистов - стоиков "Теория" Сократа - Платона утверждала бессмертие одной из составных человека - души; С мыслилась как отделение нетленной вечно живущей души от смертного тела Страх перед С преодолевается разумом на путях философии, тк "человек, который посвятил жизнь философии, перед С полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага" (Сократ) Учение атомистов - стоиков страх перед С снимает через признание ее естественным и закономерным фактом жизни, которого не следует страшиться в силу невозможности его прочувствовать: согласно Эпикуру, душа со С человека распадается на атомы и, следовательно, человеку уже все безразлично, он ничего не чувствует Стоики наделяют ожидание С этическими мотивами: надо бояться не С, а недобродетельной жизни: "кто научился смерти, тот разучился быть рабом" (Сенека) Христианская теология и философия полагали С следствием грехопадения Адама и Евы Христианство на основе веры в загробную жизнь и справедливое воздаяние за земные дела предоставляло человеку знание о С как переходе из земной жизни в жизнь вечную С трактовалась как мгновенный акт перерождения, к которому человек должен готовиться всю земную жизнь С и воскрешение Христа - победа над первобытным страхом биологической С Реформация и Возрождение хотя и подвергли ревизии церковное учение о С, но не отняли у человека представлений о личном бессмертии Философия Нового времени, а позднее и Просвещение выносят проблему С за рамки теологии, что, не сильно влияет на этические результаты их размышлений о С, хотя и меняется система аргументации Проблема С вытесняется на второй план гносеологией и социально-политическими концепциями и присутствует как элемент в рассуждениях о бессмертии души (Декарт, Локк, Гоббс) или атеистических системах (Ламетри, Дидро) Тема С в 18-19 вв развивается в различных философских концепциях: у Канта идея бессмертия души выступает как постулат практического разума; в панлогизме Гегеля, в границах которого феномен С осмысливается в сфере чистой мысли: С постигается не верой, а разумом; в религиозном экзистенциализме Кьеркегора смысл С должен быть понят не с помощью рассудка, а в состоянии "страха и трепета", открывающем всю глубину веры в Бога; в "религии Человека" (Конт, Фейербах) акцент ставится на родовом бессмертии человека (как и в марксизме) и вечном разумном прогрессе, в идее "вечного возвращения" (Шопенгауэр, Гартман, Ницше) утверждается бессмысленность и повторяемость жизни и С как пути этого повторения; для Фрейда С, как и Жизнь, выступает бессознательным импульсом человеческих инстинктов В 20 в Хайдеггер представляет С онтологической характеристикой человеческого бытия: жизнь есть "бы-тие-к-смерти", человек постулируется в мире осознанием собственной смертности С, будучи всегда "моей" С, выводит человека из анонимности жизни к "собственному" бытию, С дополняет возможное бытие человека до полного бытия "Подлинное бытие-к-смерти" порывает с повседневными попытками отвлечься от С и является основой смыслотворче-ства человека В отличие от Хайдегера, Камю и Сартр видят в С не позитивный, утверждающий момент человеческого бытия, а разрушающий смысл и индивидуальность Маркузе в отношении человека к С видит проблему идеологической ангажированности отношения в конкретной культуре Маркузе переводит рассмотрение С из онтологии в социальную, культурологическую плоскость Эту традицию развивает Ф Ариес, выдвигая теорию пяти этапов восприятия С в западноевропейской культуре: от "прирученной" С (архаика - 12 в), когда человек считал С естественной и был готов к встрече с ней, до "перевернутой" С (20 в), когда общество стыдится С, скрывает и банализирует ее, отдает в руки врачей и похоронных бюро Теорию Ариеса дополнял и уточнял М Вовель Изменчивое отношение человека к С легло в основу теории Бодрийара, представляющего историю общества как историю трех этапов "симуляции", те вытеснения, маскировки С в социальном в зависимости от изменений в законе стоимости Система, стремящаяся к совершенству, изначально боится С и пытается, по Бодрийару, закрыться от нее с помощью "симулякров", те определенных видов искусственности, которые должны заслонить принцип "аннулирования", что для системы и есть С Успехи медицины в 20 в поставили перед философами проблему определения С Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следовательно С, - это С сознания: "С человеческого существа определяется с того момента, когда умирает сознание" (Л Шварценберг)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: