Смерть - это...

СМЕРТЬ - в науке - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления Уже реконструкция захоронений неандертальцев свидетельствует о наличии у них представлений о неоконченнсти человеческого существования со С Это представление древних позднее привело к понятию бессмертной бестелесной души В античной философии была предпринята одна из первых попыток на рациональных основах примирить индивидуальное сознание с неизбежностью собственной С Эта попытка воплотилась в двух концепциях, предлагавших пути избавления от страха перед С: Сократа - Платона и атомистов - стоиков "Теория" Сократа - Платона утверждала бессмертие одной из составных человека - души; С мыслилась как отделение нетленной вечно живущей души от смертного тела Страх перед С преодолевается разумом на путях философии, тк "человек, который посвятил жизнь философии, перед С полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага" (Сократ) Учение атомистов - стоиков страх перед С снимает через признание ее естественным и закономерным фактом жизни, которого не следует страшиться в силу невозможности его прочувствовать: согласно Эпикуру, душа со С человека распадается на атомы и, следовательно, человеку уже все безразлично, он ничего не чувствует Стоики наделяют ожидание С этическими мотивами: надо бояться не С, а недобродетельной жизни: "кто научился смерти, тот разучился быть рабом" (Сенека) Христианская теология и философия полагали С следствием грехопадения Адама и Евы Христианство на основе веры в загробную жизнь и справедливое воздаяние за земные дела предоставляло человеку знание о С как переходе из земной жизни в жизнь вечную С трактовалась как мгновенный акт перерождения, к которому человек должен готовиться всю земную жизнь С и воскрешение Христа - победа над первобытным страхом биологической С Реформация и Возрождение хотя и подвергли ревизии церковное учение о С, но не отняли у человека представлений о личном бессмертии Философия Нового времени, а позднее и Просвещение выносят проблему С за рамки теологии, что, не сильно влияет на этические результаты их размышлений о С, хотя и меняется система аргументации Проблема С вытесняется на второй план гносеологией и социально-политическими концепциями и присутствует как элемент в рассуждениях о бессмертии души (Декарт, Локк, Гоббс) или атеистических системах (Ламетри, Дидро) Тема С в 18-19 вв развивается в различных философских концепциях: у Канта идея бессмертия души выступает как постулат практического разума; в панлогизме Гегеля, в границах которого феномен С осмысливается в сфере чистой мысли: С постигается не верой, а разумом; в религиозном экзистенциализме Кьеркегора смысл С должен быть понят не с помощью рассудка, а в состоянии "страха и трепета", открывающем всю глубину веры в Бога; в "религии Человека" (Конт, Фейербах) акцент ставится на родовом бессмертии человека (как и в марксизме) и вечном разумном прогрессе, в идее "вечного возвращения" (Шопенгауэр, Гартман, Ницше) утверждается бессмысленность и повторяемость жизни и С как пути этого повторения; для Фрейда С, как и Жизнь, выступает бессознательным импульсом человеческих инстинктов В 20 в Хайдеггер представляет С онтологической характеристикой человеческого бытия: жизнь есть "бы-тие-к-смерти", человек постулируется в мире осознанием собственной смертности С, будучи всегда "моей" С, выводит человека из анонимности жизни к "собственному" бытию, С дополняет возможное бытие человека до полного бытия "Подлинное бытие-к-смерти" порывает с повседневными попытками отвлечься от С и является основой смыслотворче-ства человека В отличие от Хайдегера, Камю и Сартр видят в С не позитивный, утверждающий момент человеческого бытия, а разрушающий смысл и индивидуальность Маркузе в отношении человека к С видит проблему идеологической ангажированности отношения в конкретной культуре Маркузе переводит рассмотрение С из онтологии в социальную, культурологическую плоскость Эту традицию развивает Ф Ариес, выдвигая теорию пяти этапов восприятия С в западноевропейской культуре: от "прирученной" С (архаика - 12 в), когда человек считал С естественной и был готов к встрече с ней, до "перевернутой" С (20 в), когда общество стыдится С, скрывает и банализирует ее, отдает в руки врачей и похоронных бюро Теорию Ариеса дополнял и уточнял М Вовель Изменчивое отношение человека к С легло в основу теории Бодрийара, представляющего историю общества как историю трех этапов "симуляции", те вытеснения, маскировки С в социальном в зависимости от изменений в законе стоимости Система, стремящаяся к совершенству, изначально боится С и пытается, по Бодрийару, закрыться от нее с помощью "симулякров", те определенных видов искусственности, которые должны заслонить принцип "аннулирования", что для системы и есть С Успехи медицины в 20 в поставили перед философами проблему определения С Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следовательно С, - это С сознания: "С человеческого существа определяется с того момента, когда умирает сознание" (Л Шварценберг)


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
момент прекращения жизненных функций организма. Одно из главных понятий мифологической картины мира. Момент перехода человека из «этого» мира в потусторонний мир граница между ними и, одновременно, основное содержание и характеристика того света. Смерть неизбежна...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
СМЕРТЬ, АРКАН ТАРО — тринадцатая карта Таро. Уже сама нумерация говорит о негативе вложенных в изображение идей. Вместе с картой Повешенного означает переход ко второй колоде карт — переход к новым формам существования, к новому циклу в цепи существования. На карте — образ...
Библейская энциклопедия
Смерть. Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью. Душа также может умереть, но не так как умирает тело...
Философский словарь
как биологическое понятие С. означает закономерный факт прекращения жизни в результате исчерпания жизненных ресурсов организма. Лишь простейшие (одноклеточные) организмы способны делиться, в принципе, до бесконечности. Все многоклеточные организмы «обречены на смерть, но только...
Философский словарь
Согласно Каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иепир а Ра, но от поцелуя рта Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба или Дворце Любви.
Философский словарь
Должно быть, во все времена человек чувствовал, что существует нечто действительно важное, ради чего он живет, и что его смерть или смерть его жены или ребенка не означает конец всего, что вызывает его интерес в этом мире. Для того, чтобы это отношение было подлинным и глубоким...
Философский словарь
- 1) в античной мысли рассматривалась как освобождение души от уз и тягот земного бытия, а философия трактовалась как подготовка и путь к смерти (Платон и др.); естественному страху перед смертью противопоставлялось убеждение в бессмертии души. 2) В христианстве смерть...
Философский словарь
- это тема философского размышления, долгое время остававшаяся прерогативой теологии, в рамках которой проблематизация С. рассматривается в контексте бессмертия души и вытекающих отсюда спасения души, страдания, искупления, греха, вины, смирения и т. д. Мартин Лютер первым...
Философский словарь
- одна из основных тем философского размышления, долгое время остававшаяся прерогативой не столько философии, сколько теологии, выступая в контексте проблематики бессмертия души. Тематизацией С. обозначен водораздел между классической, традиционной и неклассической, современной...
Философский словарь
- вторая основная дата в жизни человека; рождение и смерть определяют границы существования человека во времени, за их пределами человек человеком не является. Человек приходит из жизни, неся ее эстафету и уходит в небытие, сходит с дистанции жизни, обращаясь в прах; в этом...

Поделиться:

Реклама