Сковорода - это...

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750) Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме С 70-х - странствующий нищий проповедник-философ Заявлял о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси" Сформулировал открытый им закон "элиминации трудности" - свеобычное "лезвие С" - "нужность не трудна, трудность не нужна" Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С и распространявшиеся в рукописных списках: "Басня Эзопова" (1760), "Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни" (1772), "Дружеский разговор о душевном мире" (1775), "Потоп змиин" (1791) и др Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка (Практически никогда и никого не цитировал) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе Отождествлял в духе пантеизма понятия "Природа" и "Бог" (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная "форма", за-коноорганизующая "материю", а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке) Как полагал С, "истинный человек и Бог есть то же" Создатель концепции всеобъемлющих "трех миров": "макрокосм" (природа), "микрокосм" (человек) и "мир символов", связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец) Каждый из них состоит из двух ипостасей - "внутренней" (духовной, невидимой, божественной) и "внешней" (тварной, сотворенной, материальной) Согласно С, человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания ("познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека - все сие одно значит"), в обнаружении "единого, сердечного" человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии "миру символов" Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии "добродетели и любви" По С, счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную "сродность", те предрасположенность к какому-либо виду деятельности Социальная гармония, согласно С, достижима лишь для общества таких счастливых людей Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею "неравного всем равенства": "Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный" На могиле С помещена его собственная эпитафия: "Мир ловил меня, но не поймал"


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Сковорода (Лев. II, 5, VII, 9, I Цар. II, 14, II Цар. ХIII, 9 и др.) — металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарений мяса. До нас не дошли образцы сковород, какие были в употреблении у...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Евр слово махават (Лев 2:5; 6:21; 7:9; 1Пар 23:29 - в Синод пер - "печеное") обозначает лист железа, предназнач для выпечки или зажаривания продуктов питания (см Хлеб); кр того, для обозначения С употреблялось и евр слово каллахат (1Цар 2:14)

Поделиться:

Реклама