Синагога - это...

I
Греч слово сюнагоге в Синод пер чаще всего передается как С, но иногда и как "собрание" (Иак 2:2) Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 - букв "в синагогу вашу"); иногда словом С именуется и собрание еретиков (см Откр 2:9; 3:9 - в Синод пер - "сборище сатанинское") В новозаветное время С были как в Палестине (Мк 1:21; Лк 4:33), так и в рассеянии (см Рассеяние) (Деян 13:5; 17:17), и вообще "по всем городам" (Деян 15:21) В Септуагинте под С также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С Господня В 4Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод пер - "сыны пророческие") Важно то, что Пс 21:17 применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод пер - "скопище"), а Иак 2:2 относит и к христ собранию (в Синод пер - "собрание")
II
Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд толкованиях Закона не встречается предписаний, к-рые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний Вполне возм, что С стали возникать после вавил плена, тк в изгнании их необходимость оказалась очевидной Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон До этого С, как постоянных религ учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало Возм, свою роль в возникновении С сыграла реформа Иосии, к-рый разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим(4Цар 23:8 и след; в Синод пер здесь евр коганим - "священники" передано как "жрецы") "Места собраний Божиих", о к-рых упоминается в Пс 73:8, возм, были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, к-рые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме Появление С скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С укоренились не в Палестине Существование одной из С в Египте засвидет-вовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг до РХ) В сир Антиохии С существует с периода правления Антиоха Епифана (175-164 гг до РХ) Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г до РХ) Рим авторы пишут без дополнит пояснений о "местах молитвы" (греч просеухэ), те о С Два процесса сделали С основным институтом иудаизма Во-первых, произошло отделение С от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г по РХ) это позволило иудеям сохранить религ традиции, поскольку С оставались единств религ учреждением Во-вторых, институт С помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд необходимостью В результате С приобрела статус религ, духовного и обществ центра иуд общины Служение в С было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С в рассеянии (см Рассеяние), чье относит свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на к-ром велась службы (сначала арам, а затем греч вместо евр, те применялся яз мировой культуры), на толковании свящ текстов (на к-рое также оказала влияние греч культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13:15 речь идет о С диаспоры)
III
О строит-ве и устройстве С существуют лишь самые общие предписания Каждая С состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деят-сти общины Часто при С находится двор для проведения особых праздников В основном помещении - в нише или в особом шкафчике или ларце ("ковчег") - на нек-ром возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона) Кр того, в С должны стоять два семисвечных см Светильника (ср Лев 24:2-4), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа - умывальник для омовения рук Мозаика из С Бет-Альфа, на к-рой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4; Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит иск-ва вообще, к-рые встречаются относит часто, напр известная настенная роспись по библ сюжетам в С Дура-Европос на Евфрате (III в по РХ) С Капернаума была украшена рельефом, на к-ром, предположит, был изображен ковчег для Торы, поставл на колесницу, возм, рельеф воссозд возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар 6:10 и след)
Фронтон С, нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, к-рый устанавливался при богослужении в опред месте В С Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто - восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С, а женщины - на хорах или в отгорож стенами, решетками или завесами помещении Мужчины и женщины приходят в С с покрытой головой Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин Молитв собрание проходит под руководством начальника С (Деян 13:15), кантора и раввина
IV
Синагогальное богослужение состоит из благодарств и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр, Халлел - Пс 112-117) Богослужение в С всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой Кульминац моментом богослужения, в к-ром основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитваШема Израэль - "Слушай, Израиль", состоящая из Втор 6:4-9; 11:13-21; Чис 15:37-41; она представляет как бы резюме всего Закона, те Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (см Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону В богослужении не совершается никаких священнодействий Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем - сво-его рода заменой собственно храмового богослужения, утрач после разрушения Иерусалима В новозаветное время С служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср Мф 4:23; Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср Мф 10:17; Мк 13:9; Лк 12:11)
V
Как и Иисус(Мк 1:39; Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср Деян 6:9) Павел регулярно ходил в С (Деян 9:20; 13:5,14 и след; 14:1; 17:1,10, 17; 18:4,19; 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С Но сопротивление неуве-ровавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С (Деян 13:45 и след; 17:5 и след; 18:6; 19:9), причем уверовавшие следовали за ним см Учебные занятия см Училище










Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Синагога (Мф. XII, 9). Нет положительных доказательств, что до плена Вавилонского существовали определенные народные собрания для Богослужения, или собрания для общественных религиозных наставлений. После же плена подобные собрания сделались общими и были названы синагогами....
Энциклопедия "Религия"
СИНАГОГА (греч. "собрание") — 1. Основной институт еврейской религии (см. Иудаизм) после разрушения Иерусалимского Храма (см. Храм) римлянами (в 70) и начала двухтысячелетнего рассеяния народа; учреждение и помещение, которое служит местом общественного отправления культа (бет-...
Философский словарь
(от греч. synagoge -собрание, место собрания) - в иудаизме - молитв, дом и община верующих. С. возн. в Палестине в 4 в. до н. э., а после разрушения римлянами Иерусалим, храма (70 н. э.) стали создаваться в диаспоре, ще они помимо религиозных выполняли функции управления евр....

Поделиться:

Реклама