Синагога - это...
I
Греч слово сюнагоге в Синод пер чаще всего передается как С, но иногда и как "собрание" (Иак 2:2) Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 - букв "в синагогу вашу"); иногда словом С именуется и собрание еретиков (см Откр 2:9; 3:9 - в Синод пер - "сборище сатанинское") В новозаветное время С были как в Палестине (Мк 1:21; Лк 4:33), так и в рассеянии (см Рассеяние) (Деян 13:5; 17:17), и вообще "по всем городам" (Деян 15:21) В Септуагинте под С также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С Господня В 4Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод пер - "сыны пророческие") Важно то, что Пс 21:17 применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод пер - "скопище"), а Иак 2:2 относит и к христ собранию (в Синод пер - "собрание")
II
Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд толкованиях Закона не встречается предписаний, к-рые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний Вполне возм, что С стали возникать после вавил плена, тк в изгнании их необходимость оказалась очевидной Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон До этого С, как постоянных религ учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало Возм, свою роль в возникновении С сыграла реформа Иосии, к-рый разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим(4Цар 23:8 и след; в Синод пер здесь евр коганим - "священники" передано как "жрецы") "Места собраний Божиих", о к-рых упоминается в Пс 73:8, возм, были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, к-рые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме Появление С скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С укоренились не в Палестине Существование одной из С в Египте засвидет-вовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг до РХ) В сир Антиохии С существует с периода правления Антиоха Епифана (175-164 гг до РХ) Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г до РХ) Рим авторы пишут без дополнит пояснений о "местах молитвы" (греч просеухэ), те о С Два процесса сделали С основным институтом иудаизма Во-первых, произошло отделение С от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г по РХ) это позволило иудеям сохранить религ традиции, поскольку С оставались единств религ учреждением Во-вторых, институт С помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд необходимостью В результате С приобрела статус религ, духовного и обществ центра иуд общины Служение в С было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С в рассеянии (см Рассеяние), чье относит свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на к-ром велась службы (сначала арам, а затем греч вместо евр, те применялся яз мировой культуры), на толковании свящ текстов (на к-рое также оказала влияние греч культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13:15 речь идет о С диаспоры)
III
О строит-ве и устройстве С существуют лишь самые общие предписания Каждая С состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деят-сти общины Часто при С находится двор для проведения особых праздников В основном помещении - в нише или в особом шкафчике или ларце ("ковчег") - на нек-ром возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона) Кр того, в С должны стоять два семисвечных см Светильника (ср Лев 24:2-4), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа - умывальник для омовения рук Мозаика из С Бет-Альфа, на к-рой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4; Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит иск-ва вообще, к-рые встречаются относит часто, напр известная настенная роспись по библ сюжетам в С Дура-Европос на Евфрате (III в по РХ) С Капернаума была украшена рельефом, на к-ром, предположит, был изображен ковчег для Торы, поставл на колесницу, возм, рельеф воссозд возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар 6:10 и след)
Фронтон С, нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, к-рый устанавливался при богослужении в опред месте В С Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто - восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С, а женщины - на хорах или в отгорож стенами, решетками или завесами помещении Мужчины и женщины приходят в С с покрытой головой Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин Молитв собрание проходит под руководством начальника С (Деян 13:15), кантора и раввина
IV
Синагогальное богослужение состоит из благодарств и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр, Халлел - Пс 112-117) Богослужение в С всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой Кульминац моментом богослужения, в к-ром основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитваШема Израэль - "Слушай, Израиль", состоящая из Втор 6:4-9; 11:13-21; Чис 15:37-41; она представляет как бы резюме всего Закона, те Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (см Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону В богослужении не совершается никаких священнодействий Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем - сво-его рода заменой собственно храмового богослужения, утрач после разрушения Иерусалима В новозаветное время С служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср Мф 4:23; Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср Мф 10:17; Мк 13:9; Лк 12:11)
V
Как и Иисус(Мк 1:39; Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср Деян 6:9) Павел регулярно ходил в С (Деян 9:20; 13:5,14 и след; 14:1; 17:1,10, 17; 18:4,19; 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С Но сопротивление неуве-ровавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С (Деян 13:45 и след; 17:5 и след; 18:6; 19:9), причем уверовавшие следовали за ним см Учебные занятия см Училище
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: