Синагога - это...

СИНАГОГА (греч. "собрание") — 1. Основной институт еврейской религии (см. Иудаизм) после разрушения Иерусалимского Храма (см. Храм) римлянами (в 70) и начала двухтысячелетнего рассеяния народа; учреждение и помещение, которое служит местом общественного отправления культа (бет-тфила — "дом молитвы"), изучения Священного Писания (см. Тора, Танах; бет-мидраш [см.] — "дом учения"), а также центром самоуправления религиозной общины (бет-кнесет). С. не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма как организованной религии, не только обеспечила его устойчивость в веках, но и послужила прообразом выработанных в христианстве и исламе форм религиозной жизни и отправления культа. Слово "С." вошло в иудейский обиход только в эпоху эллинизма и употреблялось евреями Александрии, затем вошло в словарь европейских народов; на иврите, в классической еврейской традиции, приняты иные именования.

"Синагога существует как институт и как идея. Как институт она выражает и исполняет множество функций. Как идея, как идеальный образ еврейской религии, синагога является домом для человека, убежищем от небезопасности и уязвимости изгнания" (р. Й. Д. Соловейчик). С точки зрения одного из крупнейших еврейских религиозных мыслителей 20 в. Й. Д. Соловейчика, идея С. высказана еще в страстной молитве царя Шеломо, или Соломона, при освящении Иерусалимского Храма (см. Храм), ибо речь в ней идет о присутствии Бога среди людей, обращающихся к Нему с молитвой, и о невозможности вместить Его ни одним святилищем или храмом: "Но воистину, разве будет Бог жить на земле? Ведь небо и небеса небес не могут вместить Тебя, тем менее этот дом, который я построил. Но обратись к молитве раба Твоего и к молению его, Господи, Боже мой, чтобы услышать хвалу и молитву, которою раб Твой молится пред Тобою ныне, чтобы были очи Твои отверсты на дом сей ночью и днем... И услышь моление раба Твоего и народа Твоего, Йисраэля, которым они будут молиться на этом месте, услышь на месте обитания Твоего, на небесах; когда услышишь Ты, то простишь. ...Когда небо затворится и не будет дождя, за то что они согрешили пред Тобою, и когда помолятся на этом месте и прославят имя Твое, и от греха своего отвернутся, чтобы Ты ответил им, тогда услышь Ты с небес, и прости Ты грех рабов Твоих и народа Твоего..." (1 Цар 8:27—29, 30, 35). Однако подлинное и окончательное открытие всем народом того, что Бог не обитает в Храме, что Он присутствует там, где собираются помнящие о Нем и обращающиеся к Нему со словами молитвы, происходит в Вавилонском плену. Большинство историков полагает, что формирование С. относится к тому времени, когда угнанные в Вавилонский плен после разрушения Иерусалимского Храма (586 до н. э.) иудеи вынуждены были искать новые формы религиозной жизни. Раввинистическая традиция (см. Рав, Раввин, Раввинистическая литература) полагает, что С. была основана самим пророком Моше, или Моисеем, однако исторически честь этого открытия принадлежит последователю Моше, великому письменному пророку Йехезкелю, или Иезекиилю, который проповедовал в Вавилонском плену и главной задачей которого было сберечь иудейскую общину, поддержать веру в душах отчаявшихся. Как свидетельствует Книга пророка Йехезкеля, изгнанники собирались по субботам в его доме для чтения Священного Писания, для молитвы, размышлений о судьбах Иерусалима и Иудеи и просто для того, чтобы послушать об удивительных видениях пророка, услышать его проповедь. Йехезкель упоминает о собраниях старейшин в его доме: "И пришли ко мне мужи из старейшин Йисраэля и сели пред лицом моим" (Иез 14:1; здесь и далее перевод Д. Йосифона и Н. Файнгольда); "Пришли мужи из старейшин Йисраэля вопросить Господа и сели пред лицом моим" (Иез 20:1). Сам Господь объясняет пророку, что Он будет для Своего народа "святилищем малым", т. е. тем, что заменит в изгнании разрушенный Храм: "...хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они" (Иез 11:16; в русском Синод. переводе невразумительно переведено как "некоторым святилищем"). Речь, вероятно, идет о С. Именно в Вавилонском плену было совершено чрезвычайно важное открытие: Бог не привязан к Храму и вообще к какому-либо месту, Он обитает в душах и сердцах людей, жертвоприношения могут быть заменены молитвами; потребность человека в общении с Богом не может быть удовлетворена только присутствием на торжественном храмовом действе, она требует все более личностных форм. Не случайно Х. Ортега-и-Гассет писал, что из Вавилонского пленения еврейский народ вернулся с несколько иной душой.

После разрушения Второго Храма и прекращения в нем культовых жертвоприношений и богослужений С. стала главным и единственным средоточием еврейской духовно-религиозной и общественной жизни. Многие обычаи и ритуалы, практиковавшиеся в Храме, были перенесены в синагогальную литургию, в то время как другие были запрещены — именно потому, что они мыслились возможными только в Храме.

Начиная с эпохи Средневековья С. стала тем местом, где решались абсолютно все вопросы жизни еврейской общины и каждого ее члена. Здесь объявлялись результаты судебных разбирательств; любой, кто хотел высказать жалобу так, чтобы на нее обратили внимание и обязательно пообещали разобрать ее, мог прервать литургию и высказать свою жалобу. Член общины, который собирался ее покинуть, должен был публично об этом объявить, для того, чтобы все, имеющие к нему претензии, могли их предъявить. Здесь выражали публичное сочувствие потерявшим близких и находящимся в трауре, равно как и радость по поводу прихода в С. жениха и невесты в субботу накануне свадьбы и молодоженов в первую субботу после свадьбы. В С. приносились клятвы на свитке Торы, к которому прикасался клявшийся (или держал свиток в руках). Наиболее сильной общественной санкцией был херем — отлучение от общины, в том числе и отказ в праве участия в синагогальной литургии (херему подверглись в свое время У. Акоста, Барух Спиноза [см.]).

В хасидизме придавали меньшее значение тонкостям литургии, делая акцент на неформальной, эмоциональной стороне молитвы. Поэтому хасидские С. невелики по размеру и очень просты по своему убранству (в хасидском обиходе их часто именуют штибл — "комнатка" на языке идиш). В хасидской С. часто проводятся совместные трапезы, она является бет-мидрашом и домом молитвы одновременно. В хасидских С. нет оплачиваемых должностей, члены общины ведут литургию сами.

В противоположность хасидизму, реформизм в иудаизме стремился сделать свои С. храмами — темплами. В большинстве из них есть органы, подмостки для хора, они очень величественны и богато украшены. Как в архитектуре, так и в литургии реформистские С. подражали Христианской Церкви. Наряду с главным залом, где проводится служба в Шаббат и праздники, стали строиться (также и в ортодоксальных синагогах Западной Европы и США; см. Ортодоксальный иудаизм) малые залы для будничного богослужения, называющиеся бет-мидраш или капелла. В этих залах литургию ведут сами члены конгрегации. В восточных странах С. практически не изменились с древнейших времен: члены общины стоят вдоль стен, посередине зала находится бима, а высоко в стене часто находится кресло для пророка Моше или пророка Элияѓу (Илии; см. Пророки).

Преследования и избиения евреев во все эпохи сопровождались разрушением С., их превращением в мечети или церкви, иногда — в конюшни. Но беспрецедентное варварство явил 20 в. Во время Второй мировой войны нацисты и их пособники на оккупированных Германией территориях целенаправленно оскверняли и уничтожали С. Первая масштабная акция такого рода была проведена еще до начала войны: во время пресловутой "Хрустальной ночи" (1938) были сожжены 280 С. В Старом городе в Иерусалиме сразу после окончания Второй мировой войны был создан частный музей, где установлены памятные плиты в память всех погибших в Европе С., а также захоронены оскверненные свитки Торы.

С. как институт и как идея всегда оставалась и остается важнейшим звеном, связующим три монотеистические традиции. Соединение торжественной литургии с проникновенным словом проповедника, чтение Священного Писания и обсуждение его смыслов, его изучение, общение верующих — то, что было открыто С. и что остается важным как для иудаизма, так и для христианства и ислама.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Синагога (Мф. XII, 9). Нет положительных доказательств, что до плена Вавилонского существовали определенные народные собрания для Богослужения, или собрания для общественных религиозных наставлений. После же плена подобные собрания сделались общими и были названы синагогами....
Философский словарь
(от греч. synagoge -собрание, место собрания) - в иудаизме - молитв, дом и община верующих. С. возн. в Палестине в 4 в. до н. э., а после разрушения римлянами Иерусалим, храма (70 н. э.) стали создаваться в диаспоре, ще они помимо религиозных выполняли функции управления евр....
Библейская энциклопедия Брокгауза
IГреч слово сюнагоге в Синод пер чаще всего передается как С, но иногда и как "собрание" (Иак 2:2) Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 - букв "в синагогу вашу"); иногда словом С именуется и собрание еретиков (...

Поделиться:

Реклама