Шевырев Степан Петрович - это...
(18(30).10.1806, Саратов - 8(20).05.1864, Париж) - литературный критик, поэт и публицист. Проф. Московского ун-та, с 1852 г. академик. Разрабатывал проблемы истории и философии искусства. Участие в кружке любомудров и их журн. "Московский вестник" определило романтическую направленность его мышления, сочетающуюся с определенным тяготением к славянофильский доктрине. Сотрудничая с Погодиным в "Москвитянине", Ш. стал одним из теоретиков "официальной народности". Духовная эволюция Ш. в определенной мере отражала разложение рус. романтической мысли. Начало и конец его общественной и литературно-критической деятельности весьма различны. Первыми работами Ш. в области философской эстетики были перевод кн. В. Г. Вакенродера (Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком. М., 1826) и ст. "Разговор о возможности найти единый закон для изящного" (Московский вестник. 1827. № 1). В этот период он критически относился к классицизму Лессинга и Винкельмана, к эстетике Гегеля и системе тождества Шеллинга. Гораздо ближе ему были философские идеи позднего Шеллинга, братьев Шлегелей и Жана-Поля (Рихтера). Сильное влияние на Ш., стремящегося примирить философию и религию, оказали взгляды Ф. Баадера (Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 6). При этом собственное миросозерцание Ш. стремился возвести к истокам рус. самосознания. В отличие от нем. философии, к-рая, "будучи заключительным плодом развития наук естественных, под личиной спиритуализма проповедовала материализм", рус. философия, писал Ш., "ведет начало свое не из области наук естественных, а из сферы познания духа, нераздельного с верой", отсюда на ней лежит обязанность и ей предоставлена возможность возвратить права миру духовному и истинноезначение тем вечным идеям человечества, к-рые отдельные народы проявляют в произв. своего слова. "История Словесности может в этом отношении подать руку помощи Русской Философия и подготовить решение многих задач, предстоящих сей последней" Шевырев С. П. История русской словесности. Спб., 1887. Ч.1). В своих историко-литературных и философско-эстетических трактатах "История поэзии" и "Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов", основанных на "исторической Пиитике" - методе исторического исследования явлений искусства, Ш. высказал ряд принципов культурно-исторической и сравнительной школ литературоведения. Значимость собственно художественной стороны произв. искусства для него была невелика, т. к. она воспринималась им сугубо в качестве исторического факта, однопорядкового с явлениями идеологии, морали и религии. Помимо принципа или метода познания в основании философско-эстетической концепции Ш. лежали принцип народности, понятый в консервативном духе, и представление о религиозном и символическом характере искусства. Рус. словесность, считал он, не достигнет высот национального искусства, пока не будет создана национальная критика, основанная на глубоком изучении истории словесности. Развитие словесности, ее "движение вперед" обусловлено самой жизнью, но встречает противодействие науки и "предания", понимаемого им как наука толпы. Общую задачу искусства Ш. видел в восстановлении перед человеком в различных формахидеала красоты, чему способствует символизм я религиозность содержания произв. искусства. Ш. во многом способствовал утверждению эстетики как "философского наукоучения" об искусстве в форме синтетического единства литературной критики, теории и истории литературы. Одним из первых он указал на значимость древнерус. литературы, введя в период господства отвлеченной эстетики понятие "исторической Пиитики" и разработав своеобразный метод исторического исследования структуры художественных произв.
Поделиться: