Шефтсбери (shaftesbury) Антони Эшли Купер - это...

(1671-1713) - англ. философ-моралист, сторонник субъективно-идеалистической теории нравственного чувства. Для этики Ш. характерны попытки вывести нравственные чувствачеловека из его внутренней природы, а также элементыэвдемонизма. Ш. отстаивал т. зр. о врожденности и неизменности нравственных чувств, об их независимости от социальных условии. В этом смысле он противопоставляет нравственность религиозному чувству и утилитарной полезности. Правильное соотношение противоположных (общественных и Эгоистических) стремлений человека - путь к добродетели, к достижению наивысшего блаженства, Нравственный идеал Ш. - гармонически развитая личность, достигшая наивысшего сочетания альтруистических и эгоистических побуждений. Учение о добродетели как цели жизни Ш. стремился обосновать эстетически, отождествляя добродетель и прекрасное. «То, что прекрасно, гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно, а что прекрасно и истинно, то приятно и хорошо, или добро». Движущим стимулом стремления человека к добродетели, с т. зр. Ш., является «энтузиазм», посредством к-рого и достигается примирение противоположных наклонностей. «Будь добр, воспитан, человеколюбив, и жизнь всего общества будет сплошной гармонией», - учил Ш. Для моральной оценки важным Ш. считал лишь намерения личности, а не конкретные последствия ее поступков. Теория Ш., пытавшегося поставить нравственность вне всякой социальной зависимости, носила в целом характер этического абсолютизма. Он оказал влияние; на взгляды Юма, Канта, Гердера, Шиллера. Этические труды Ш. собраны в книге «Характеристика людей, нравов, мнений, времен» (3 т., 1711).


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(род. 26 февр. 1671, Лондон - ум. 15 февр. 1713, Неаполь) - англ, философ. Подчеркивал самостоятельный характер морали по отношению к религии, а также и по отношению к естественному механизму. Нравственное начало коренится в природе человека, в частности в его эстетических...

Поделиться:

Реклама