Самадхи - это...
САМАДХИ — в буддизме, йоге — созерцание, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. С. есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним миром, слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом. С. — последняя ступень восьмеричного пути (см. Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к нирване. Весьма близко С. состояние "сатори" в дзэн, но пути его обретения в практике дзэн разнообразнее.
В ходе достижения С. необходимо сосредоточение внимания на одном из 40 объектов, создающих карму. Это 10 концептуальных объектов: земля, вода, огонь, воздух, голубой, желтый, красный, белый цвет, свет, пространство; 10 нечистот, т. е. составных частей трупа: вздутость, трупные пятна, нагноения, рассеченный труп, обглоданные, разбросанные, изуродованные, окровавленные, изъеденные червями куски трупа, скелет; 10 объектов для размышления: Будда, дхарма, сангха, добродетель, терпимость, небожители, успокоение, смерть, тело и материя, дыхание; 10 высших объектов размышления, из них 4 возвышенных объекта: доброжелательная любовь, сострадание, симпатия ко всем существам, невозмутимость; воздержание от материальной пищи; размышления о четырех элементах; созерцание каждого из четырех уровней арупалоки, наполняющих сознание радостью, экстазом, спокойствием, свободой.
Медитацию, ведущую к С., рекомендуется практиковать рано утром, когда мысль свежа и активна, и перед сном, но ею можно заниматься в любое время, удобное для человека. Согласно учению йоги, состояние С. внезапно возникает из медитации, когда течение мыслей приходит к своему естественному прекращению вследствие истощения запаса мыслей и идей; однако состояние концентрации при этом продолжается и сопровождается возникновением интуитивной связи или восприятия.
Согласно Патанджали, каждый мельчайший объект природы делится своим секретом с человеком, пребывающим в состоянии С. По философии йоги, С. нельзя достигнуть ни усилием воли, ни сильным желанием этого ощущения. С. приходит и развивается только с опытом. Состояние С. отлично от сна. С. можно назвать трансом, но только в том смысле, что человек получает доступ к чему-либо, и это его полностью отвлекает от внимания к остальным объектам; С. есть предельная осознанность, или совершенное бодрствование. С. может направляться к объективным явлениям внешнего мира, к субъективным явлениям разума и, наконец, к самому Я.
С. может быть двух видов: познавательное и непознавательное. Познавательное С. обладает объектом в виде мысли, ощущения или намерения. Оно сопровождается формами (1) проверки, наблюдения и вопросов, обращенных к объекту; (2) размышления и исследования природы объекта; (3) радости, испытываемой при достижении каких-либо успехов в поисках причин и природы явлений, т. е. при обнаружении гармонии явлений, и вследствие (4) ощущения собственного совершенствования или чувством силы. Любое внимание, направленное на вещи, имеет своей основной целью совершенствование собственного сознания, поэтому обычно сопровождается и завершается ошибкой восприятия собственной индивидуальности, вторым из источников несчастий, или клеша. Когда целью созерцания является накопление более полного, более точного или более единого знания о чем-либо, на чем человек фокусируется, или получение нового знания об этом объекте, в нем всегда оказывается скрытым оттенок желания усовершенствования сознания, которое называется чувством силы или власти. Определенные свойства объекта не позволяют отвлекаться от него, ибо приносят удовольствие и пробуждают стремление к обладанию им.
Согласно йоге, объект обычно используется для достижения требуемого внутреннего состояния разума, и человек является до такой степени хозяином ситуации, что может добиться завершенности в своей практике созерцания, которой предшествуют концентрация и медитация. Само слово "С." (созерцание) подразумевает завершенность и полноту, т. к. означает в своей основе согласие — координацию полного знания об объекте, содержащегося в разуме, в котором нет ничего упущенного, ничего неясного, нет никаких внутренних противоречий. После достижения концентрации и медитации, когда все мысли уже расставлены на свои места и вписаны в единую картину, внимание развивается до своего высшего завершения вдоль одной линии течения мысли, хотя это уже не линия, но, скорее, сфера мысли, поддерживаемая человеком в состоянии ожидания, бодрствования, осознанности или бдительности — состоянии, полностью противоположном засыпанию. Именно в этом состоянии возникает нечто новое, или усовершенствование сознания, которое станет зерном новой заинтересованности, и она, в свою очередь, приведет к новым вопросам по отношению к объекту и, возможно, к новым свойствам практики концентрации, медитации и созерцания в будущем. Таково познавательное созерцание, объект которого может быть знакомым или просто чем-то, о чем человек слышал или читал. Для ума йога последнее означает нечто, о чем говорится в Священных Писаниях, обычно описание чего-то, относящегося к предвкушаемому Божественному.
Непознавательное созерцание (асампраджнята С.), однако, зависит от высшей формы отстраненности. В этом случае человека не интересуют те объекты, которые обеспечивают (1) стабильность, продолжительность и комфорт, или (2) активность, изменение и деятельность, или (3) гармонию, мир и покой как плоды мастерства созерцания. Разум человека является настолько зрелым, что он становится обителью интуиции, интуитивного понимания подлинной сути человека (см. Пуруша). Это не объект мышления, не мысль, но непосредственное восприятие, которое не подразумевает управления мыслями низшего разума, обращенного наружу, но избавление от желания совершенствования, т. к. даже оно субъективно является объективным. Для достижения этого не существует начальных точек опоры; этого возможно достичь, воспользовавшись помощью подлинного Я, которое познается пониманием, не связанным со знанием в терминах субъекта и объекта, присущего разуму или душе. Все, что остается в разуме после такого созерцания, есть его собственный шаблон состояния, наклонность, настроение, или привычка, которая содействует этому процессу в будущей практике созерцания.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: