Проповедь, Проповедовать, Проповедник - это...
Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк П Это понятие в совр его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви
I
В ВЗ для передачи понятий "проповедь", "проповедовать","проповедник" использовались разные др-евр слова Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Пс 21:32), Божьего града (Пс 86:3), мира (Ис 52:7) В ВЗ часто используются такие выражения, как "славить и восхвалять Бога", "возвещать Божие имя, спасение, праведность, чудеса, славу, истину" Такого рода возвещение не было связано с опред местом, временем или облечено в конкретные формы см Пророки осознавали себя "устами Божиими", призванными возвещать Божью волю и Его предначертания (Иер 15:19) Нередко библ пророки испытывали глубокое волнение и были полностью поглощены данными им поручениями (Иер 20:7-9) Часто их пророчества были исполнены поэтич вдохновения и находили выражение в соотв лит формах В евр текстах нередко встречаются типичные для поэтич жанров приемы - вост цветистость стиха, аллитерация (у Амоса, Исаии, Михея, Наума и др) Эти мужи Божьи осознавали себя пророками и провозвестниками Всевышнего (Пс 104:1; Ис 40:6; Иер 2:2; 11:6; Иона 1:2; 3:2; Мих 3:5; Зах 1:14) Слова, переведенные в Исх 36:6; 2 Пар 24:9; Дан 5:29; Ос 5:8 как "объявлять", "возвещать", "провозглашать", "возглашать" или "проповедовать", обозначают возгласы, вопли, ликование, звуки набата Пророк должен был возвещать только слово Господа, а не навязывать собственные идеи и мечтания, как это делали лжепророки (Иер 14:14; 23:28) Поручая человеку быть Своим посланником, Господь Бог не принимал во внимание ни его возраст, ни сословную принадлежность, ни происхождение (Иер 1:6; Иез 3:1; Иона 1:2) От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды Часто его деят-сть не приносила видимого успеха (см Иеремия), но ему дано было знать, что Божье слово "не возвращается тщетным" (Ис 55:11) Важно отметить, что ветхозаветная П нередко (прежде всего у Иезекииля) сопровождалась символич дей-ствиями к-рые особенно запоминались слушателям: Иер 27:2 (возлож на шею дерев ярмо); Иез 12:1-7 (проломленная стена) и др П
II ПРОПОВЕДЬ В НЗ:
1) В НЗ встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение благовествования; отчасти это разнообразие сохраняется и в переводах Ниже приводятся наиб часто употребляемые греч глаголы, обознач П: кэрюс-сейн = "публично, во всеуслышание объявлять" (Мк 1:45; 5:20; Лк 8:39); эвангелидзейн = "возвещать Благую Весть", "благовествовать" (Мф 11:5; Деян 16:10; Рим 1:15; 1 Кор 1:17); дидаскейн = "учить" (подразумевается обстоят, длит проповедь-наставление) (Мф 4:23; 7:29; 9:35; Мк 4:2); мартюрейн = "свидетельствовать", те "распространять знания о Боге и о Христе на основании собственного опыта веры" Иисус, апостолы и древняя Церковь придавали свидет-ву огромное значение (Лк 4:22; Ин 1:15; 1 Ин 1:2);
2) ПРОПОВЕДНИКИ В НЗ:
а) иудеи проповедовали Закон (Деян 15:21), те по субботам в синагогах зачитывали и истолковывали тексты ВЗ (см Училище) Эту богослужебную форму Иисус и апостолы использовали для П Евангелия (Лк 4:16и след; Деян 13:14 и след);
б)Иоанн Креститель проповедовал пришествие Мессии, и в пустыне прозвучал его призыв к покаянию (Мф 3:1; Мк 1:3; Лк 3:3) Приходивших к нему людей он пробуждал от духовного сна призывом: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 3:2) Этот призыв, в к-ром соединились Закон и Евангелие, был услышан евр народом Многие покаялись в грехах и приняли крещение(Мк 1:5)Это крещение пробужденных явилось предвосхищением прощения грехов Мессией (Деян 13:23-25)Благовествование и крещениеИоанна были только указанием на грядущего Спасителя (Ин 1:29);
в)спасение в его полноте принес на землю Божий Сын Иисус Христос В Его земной жизни благовествование было не только призывом, провозвещением грядущего, но и осуществлением самого спасения Иисус был Вестником, Посланником Отца (Ин 17:3) и вместе с тем Сутью той Вести, к-рую Он нес (Лк 4:18,21; см Вера, 11,2) К Своему народу Он явился как воплощенное Царство Божье (Мф 12:28; Лк 17:21; Ин 1:26)Иисус не делал докладов о сути и значении Царства Божьего, Он провозглашал наступление этого Царства всюду, где пребывал Иисус вещал на горе(Мф 5-7),в домах и синагогах (Мф 4:23), на берегу моря (Мк 2:13), в городах и селениях, на рыночных площадях, в храме (Лк 20:1) Его П принимали форму притчи, они изобиловали сравнениями, поучениями, призывами Но главное заключалось не в речах Иисуса, а в самой Его жизни, в Его страданиях, смерти и воскресении; в Нем Царство Божье открылось во плоти Умерший на кресте Спаситель принес весть спасения и тем, кто погиб при потопе во времена Ноя, так что и пребывающим в царстве мертвых всемогущее слово Иисуса открыло возможность спасения (1Пет 3:19 и след) Превознесенный и воссевший одесную Бога Иисус продолжает говорить с нами через Своих посланцев В П Евангелия действует Сам Господь (Лк 10:16; Рим 10:14,17);
г) исцеленные Иисусом сами становились проповедниками великого Божьего подвига спасения (Мк 1:44,45; 7:36) Одни рассказывали о сотворенных Иисусом чудесах по Его поручению, другие говорили об этом вопреки Его запрету Этим запретом Иисус хотел показать, что для Него важнее убедить людей, а не поразить их чудесами;
д)Иисус посылал проповедовать Своих учеников и апостолов (Мк 6:12; Мф 10:7) Только призвание и направление Самим Господом дают полномочия на совершение про-поведнич служения Вначале апостолы проповедовали ту же весть, что Иоанн Креститель и Сам Иисус: "Приблизилось Царство Небесное" (Мф 10:7) Воскресший Господь повторил Свое повеление, послав учеников проповедовать и уполномочив их действовать от Его имени (Мф 28:18-20; Мк 16:15-18; Ин 20:21-23) Эти полномочия стали действенными через сошествие на учеников Святого Духа (см Дух, Святой Дух) (Деян 1:8; 2:1 и след) С этого момента апостолы стали миссионерами и разошлись по всему миру Одноврем их Весть получила новое и окончат, содержание Отныне они проповедовали Иисуса Христа как распятого, воскресшего и грядущего Господа(1Кор 1:23);
3) СОДЕРЖАНИЕ НОВОЗАВЕТНОГО БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ
Предметом новозаветной П является Иисус Христос, но весть о Христе включает в себя несколько аспектов:
а) П Царства Божьего, наступившего в Иисусе Христе (Мф 9:35), означает, что Христос - Господь (2Кор 4:5), потому что Ему будет принадлежать "царство мира" (Откр 11:15) Цель Евангелия не только блаженство (см Блаженный) отдельной личности, но и спасение человечества и всей Вселенной;
б) вместе с Царством Божьим проповедуется и примирение (2Кор 5:18) Важнейшая часть этой П - призыв к покаянию (см Покаяние, каяться) (Мф 3:2; 4:17) Без него нет доступа в Царство Божье (Ин 3:3);
в) за покаянием следует см Вера(Евр 6:1), из к-рой только и может возникнуть новая жизнь Петр называет веру испытанной и драгоценной (1Пет 1:7), и Павел не устает проповедовать ее как единств, путь к спасению (Рим 1:16; 3:22,28; 4:3,5; 9:33; 10:9 и след; 1 Кор 1:21; Гал 2:16);
г) призыву к вере сопутствует П оправдания (см Оправдание), к-рое Бог дарует верующему (2Кор 3:9) Это оправдание, приобретенное страданиями Иисуса Христа (Рим 5:18), Бог дарует покаявшемуся и верующему грешнику (Рим 3:23-28; 4:5; 2 Кор 3:9);
д) средоточием всего новозаветного благовествования является Иисус Христос, распятый и воскресший (Деян 9:20;Рим 14:24; 1 Кор 1:23; 15:14) Ппокаяния и веры (Деян 20:21) наделена действенной силой Она есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор 2:1б); для одних Евангелие - соблазн и безумие, для других - Божья сила и Божья премудрость (1Кор 1:23 и след) Отчужденный от Бога мир воспринимает Весть о кресте как нечто возмутительное и раздражающее и, по наущению сатаны (Откр 12:13), преследует свидетелей Иисуса (Мф 5:10-12; 10:22; 2 Тим 3:11,12);
4) РОЛЬ ПРОПОВЕДНИКА В РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРОПОВЕДИ:
а) Господь призывает и направляет проповедника Евангелия: "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим 10:15; ср Мк 3:14; Лк 4:18; 9:2; Деян 26:16-18) Только такие проповедники уполномочены Господом и имеют необходимые для проповеди дарования Тот, кто не был послан, но проповедует, лишь создает видимость, что имеет такое дарование Истинный проповедник благовествует по "необходимой обязанности" (1Кор 9:16);
б) проповедник Евангелия сам остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2Кор 4:5)Горе ему, если он проповедует самого себя! Слово кэрюкс ("глашатай") встречается в НЗ очень редко (напр, в 2Тим 1:11; 1 Тим 2:7; 2 Пет 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на вести, а не на вестнике Благовестники нередко подвергаются опасностям: в мире врагов Евангелия они "как овцы среди волков" (Мф 10:16) Вестник может быть закован в кандалы, "но для слова Божия нет уз" (2Тим 2:9) Жизнь проповедника должна соответствовать его П, иначе он становится недостойным великой миссии (1Кор 9:27; Рим 2:21) Несоответствие между жизнью и П делает служение бесплодным;
в) суть П заключается не во вдохновенных человеч словах, а в действии Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1Кор 2:4);
г) проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Гал 1:10) или "льстить их слуху" (2Тим 4:3) Он несет людям всё, что может служить их временному и вечному спасению Он проповедует Евангелие "во время и не во время", публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2Тим 4:2) При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1Кор 9:19 и след; 2 Тим 2:15), прокладывая то путь к их сердцам;
5) СЛУШАТЕЛИ
Цель П - не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2Кор 2:4,5; Рим 10:10,17) Из веры произрастает см Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться(Рим 1:5), к-рое Бог также "производит" в верующем (Флп 2:12,13; Еф 2:8-10) Поскольку вера произрастает из восприятия слова Божьего, то у веры и П одно и то же содержание: Иисус Христос, распятый и воскресший Господь
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: