Проповедь - это...

ПРОПОВЕДЬ — христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской науки — гомилетики. Согласно Н. И. Барсову, главный вопрос в этом учении — о существе и природе П. — представляется спорным. Рейхлин и Эразм как гуманисты, исследуя проповеднические произведения древних Отцов Церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и латинской литератур как о произведениях ораторского искусства и в своей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся в Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов последующего времени, согласно которому при определении П. принимается во внимание одна внешняя ее сторона — словесная форма, и сама природа П. определяется как исключительно риторическая, т. е. П. представляется как бы не имеющей своих особых законов, относится к той литературной области, которая называлась красноречием или ораторским искусством, и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В последующее время учение о природе П. стало обосновываться на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. По Ф. Шлейермахеру, П. — "акт художественного словесного представления или воспроизведение содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием". Т. Гарнак ("Практическая теология", 1875) определял П. как "акт слова в культе" или акт культа в слове, который подчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и в частности законам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на слово самого Иисуса Христа и апостолов, усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни Церкви, т. е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чем естественное слово ораторского искусства, — что главная продуктивная сила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в Церкви невидимо присутствует сам Глава ее, Иисус Христос, и обетованный Им Дух Святой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божьей могло обойтись дело церковной П. Церковь в своих канонах наделяет правом литургийной П. только лиц, имеющих благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (правило апостольское — 58-е и 64-е правило 6-го Вселенского Собора), и при поставлении во священство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому "благодати" учительства. Епископ и священник проповедуют за литургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касается античного ораторского искусства, то в древней Церкви независимость от него П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии Церковь допускала к крещению не иначе как по оставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. От своих проповедников-пастырей древняя Христианская Церковь никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия, находя его по природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторство иногда имеет место в П. даже Отцов Церкви, то не как черта природы христианской П., а как признак случайный, являющийся у них вследствие того, что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о вступлении на служение Церкви еще не думали, а готовились к гражданским должностям. Православная Церковь (как и Католическая) учит о необходимости для храмовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподается в таинствах каждому христианину для жизни, — благодати таинства священства. При этом Церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественных дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских. Определив церковную П. как одну из функций благодатной жизни Церкви, Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме, или прототипы. В книге Деяний апостолов и в Первом послании к Коринфянам указаны три таких прототипа: 1) глоссолалия, 2) профетия и 3) дидаскалия, различие между которыми обусловливается степенью присутствия в пастыре-проповеднике Духа Божьего.

1) Первоначальная по времени форма П. — глоссолалия апостольских времен, названная так по временной ее особенности — благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза; по наитию преизбыточествующей благодати, при созерцании величия истин христианства проповедник становился вне себя ("в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю", — говорит о себе ап. Павел — см.); речь его была до того восторженна, что становилась нестройною, почему такие речи часто должны были сопровождаться речами "истолкователей".

2) Профетия была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в психическом отношении составляет проявление более спокойного и сознательного, чем экстаз глоссолалии, энтузиазма, при котором проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и общепонятной.

3) Дидаскалия — вид учительства по преимуществу рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе рассуждения и доказательства и действовала не только на чувство, но и на логическое восприятие. По мере того как христианское общество осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в Церкви и после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты, и никогда глоссолалия и профетия апостольских времен не прекращались совершенно в церковной П., как ее понимали Отцы Церкви.

Барсов указывает, что чрезвычайно примечательным фактором в проповеднической практике Церкви выступают прецеденты произнесении П. в храме мирянами. Это исключение из общего правила делалось иногда по особому разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, — для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и готовящихся к священному сану. В 3 в. местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. В православной России митрополит Московский поручал объяснение катехизиса — литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии — митрополит Московский Платон); его преемник — студенту Дроздову (впоследствии — митрополит Московский Филарет).


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Проповедь, проповедание слова Божия (Исх. LXI, 1). С самых древних времен проповедь служила главным орудием, чрез которое распространялось познание веры (II Петр. II, 15, Иуды XIV, 15), и доселе она служит тем же самым орудием (I Кор. I, 21). В кн. Неемии (VIII) мы видим образец...
Философский словарь
- пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению. П. получает наибольшее развитие в миров, религиях. В средне-век. православии и католицизме появляется П. гимнологичсская, политическая,...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк П Это понятие в совр его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней ЦерквиIВ ВЗ для передачи понятий "...

Поделиться:

Реклама

Betboom.ru