Притчи Соломоновы - это...

Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в ПС
I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) евр название книги - Мишлей (мнч от машал), что означает "притчи", "сравнения", "уподобления", "метафорич речь", те наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из к-рых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр, гл 8 и 9:1-6); кр того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах (3:5,6 и др) Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;
2) согл названию, ПС восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей мудростью снискал себе особую славу (3Цар 4:29-31; 2Пар 1:7-12) Согл 3Цар 4:32, Соломон сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их Тем скорее можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство к-рых не вызывало сомнений;
3)время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно Подобно Книге Екклезиаста (ср Еккл 12:8-10), она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч 25:1) Приложение к книге, возм, содержит речи двух древних ближневост царей см Агура (Притч 30)и см Лемуила (Притч 31); впрочем, согласно иуд традиции, имена "Агур" и "Лемуил" были прозвищами самого царя Соломона;
4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли В длинном фрагменте (Притч 10:1 - 22:16)мы находим преимущ изречения-антитезы, состоящие из двух частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Притч 10:26) Кр того, читателю предлагаются уподобления (Притч 6:27-29)и загадки (Притч 30:4) Относительно продолжительные высказывания содержатся в Притч 30:10-33 То, в этой книге представлены все виды поэзии премудрости;
5) принадлежность ПС к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению В НЗ она цитируется как Свящ Писание (Рим 12:20; 1Пет 4:18; 2Пет 2:22)
II СОДЕРЖАНИЕ
1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ
Разделы книги ПС следуют в произвольном порядке - трудно установить между ними какую-либо внутр взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд, так и христ исследователями) Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить ПС на разделы Фиксированным остается только обознач в тексте деление по внешним признакам Так, можно выделить первое собрание ПС (Притч 1-24), второе собрание ПС, составленное при Езекии (Притч 25-29), а также притчи Агура и Лемуила (Притч 30-31) Три заголовка делят первое собрание еще на три раздела: Притч 1:1 - 9:18; 10:1 - 22:16; 22:17 - 24:34Но такое деление не определяется содержанием притч Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах, напр о соблазне плениться чужой женой (Притч 2:16 и след; 5:1-23; 6:24 - 7:27; 9:13-18) В притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом собрании (Притч 25:24=21:9; 26:22=18:8; 27:11=23:15; 27:13=20:16) Это показывает, что в те времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат Соломону, к-рый одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал неоднократно в разных контекстах Кр того, речь может идти о разных собраниях, к-рые впоследствии были объединены;
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Проследить основное идейное содержание ПС, следуя тексту, невозможно - для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости Ее исток - в Боге, сотворившем мир (Притч 3:19)и упорядочившем его (ст 20) Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Притч 2:6), Который наставляет человека на пути, угодные Ему (4:14) Мудрость - это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни (4:11) Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям Поэтому он благословен во всех делах (Притч 13:1-10) Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу (Притч 21:1 и след,30) При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать (Притч 3:13)и научиться ей (Притч 24:14; 30:3); мудрость даже следует "покупать", ибо она стоит того (Притч 17:16; 23:23) Мудрость надо искать у людей разумных (Притч 10:13; 14:33), у праведных (Притч 10:31), к-рые сами живут по мудрости, и у смиренных (Притч 11:2)Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств возможностей делает человека скромным и смиренным Для восприятия мудрости необходима определ готовность (Притч 2:2; 5:1), с к-рой следует принимать полезные советы (Притч 13:10) Кто хочет услышать мудрость только из любопытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека (Притч 2:10) Кощунствующий (в Синод пер - "распутный"), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней (Притч 14:6) Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов (Притч 24:7) Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Притч 23:9) Глуп же тот, кто надеется на себя (Притч 28:26): подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон(Мф 12:42) Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Лк 11:49) Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Мф 13:54) Но апостолы знают, что Христос является премудростью (1Кор 1:30) и что слово мудрости дается Духом (1Кор 12:8)Основание всякой праведной мудрости - страх Господень Он - начало познания, внутр стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление - только внешняя опора (Притч 1:7) Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, к-рый только и способен дать мудрость, познание и разум (Притч 2:5,6)Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Притч 10:27; 14:26 и след; 19:23), ибо он удерживает от зла (Притч 3:7; 8:13; 14:2; 16:6) Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Притч 1:24-31) Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Притч 23:17) Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте (Притч 11:22)и в стремлении к власти (Притч 19:13; 21:9; 27:15) Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, к-рым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Притч 11:16; 12:4; 14:1; 19:14) В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности (Притч 5:18), он не должен заглядываться на других женщин (Притч 2:16; 6:26; 23:33) Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой (Притч 7:6-23) И во всех других областях жизни ПС стремятся направить человека к мудрости Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека (Притч 10:4; 20:13), указаны ее последствия (Притч 10:15) Но и богатому ПС напоминают о его долге (Притч 14:31; 22:22) Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах (Притч 13:7; 19:1,22) Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни (Притч 30:7-9) Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые (Притч 22:2; 29:13) Из прочих, часто затрагиваемых в ПС проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы - стяжательство, зависть, жадность (Притч 1:19; 15:27; 17:8; 23:6-8; 28:8,22), ложь(Притч 6:17; 8:13; 12:19-22; 13:5; 21:6; 29:12), лень (Притч 6:6-11; 10:4, 26; 12:11,24,27; 13:4; 21:25; 24:30 и след; 26:14) Притчи не только бичуют нравств язвы, но и восхваляют добродетели, напр благотворительность (милосердие) (Притч 3:9 и след; 11:17,24 и след; 14:21,31; 21:3)и многое др











Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Притчи Соломоновы. См. Соломон.
Энциклопедия "Религия"
ПРИТЧИ СОЛОМОНОВЫ, Книга Притчей Соломоновых (иврит. Сэфер Мишлей — "Книга Притчей", а также Мишлей Шеломо бен Давид мелех Йисраэль — "Притчи Соломона, сына Давида, царя Израиля") — одна из книг канонической еврейской Библии (см. Танах), входящая в раздел Кетувим — Писания, а...

Поделиться:

Реклама