Природа - это...
ПРИРОДА - в предельно широком смысле - "великое целое" (Гольбах), те все сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений В этом смысле понятие П совпадает с такими научными и философскими категориями как "Бытие", "Реальность", "Универсум", "Вселенная", "Космос" - все они, как и термин П, обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека, стремящегося дефинировать (те определить) их Однако следует иметь в виду, что с развитием естественных наук такое отождествление становится не всегда правомерным Так, например, космос выступает синонимом астрономического понятия "Вселенная" Соответственно основным объектом естествознания выступает обычно П в узком смысле слова - как естественная среда обитания человека В этом качестве и понятие П приобретает не столько философский, сколько конкретно-научный отгенок Разумеется, оно может быть использовано и философским знанием: например, как альтернатива "второй П", те искусственной среды обитания Между широким и узким смыслами понятия "П" нет непроходимой грани Рассматривая П лишь как земную географическую среду, человек не может не учитывать влияние на нее всего космоса, те П в широком смысле слова Поэтому для него "малая П" всегда есть часть "большой П" Кроме того, во всех случаях любой подход к изучению П предполагает неизбежное участие в ней человека как ее неотъемлемой части: это в какой-то мере уравнивает "малую" и "большую" П, поскольку и та, и другая рассматриваются в качестве реальности, относительно противостоящей человеку и в то же время включающей его Определения П не отличаются однозначностью и строгостью Однако в данном случае какая-либо точная ее дефиниция вряд ли вообще возможна Дело в том, что П относится к так называемым "гуманистическим системам", включающим человека, а, согласно современной логике, определения подобных систем не отвечают высоким стандартам точности и строгости Не случайно поэтому в подобных ситуациях часто употребляют "размытые" определения, сравнения, метафоры и тп - они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например: "П - это дом Человечества") Вместе с тем, все эти определения и формулировки являются результатом эволюции человеческих представлений о П и, в частности, развития философских и естественнонаучных знаний о ней При этом каждый этап такой эволюции привносил новые смыслы и уточнения в один и тот же языковой термин, который обозначал не просто разное понимание одного и того же предмета, но даже иные по своей сущности предметы' Так, понятие "physis" (греч - П) воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т е уже "П сущего") Разумеется, эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей В Новое время преобладающим смыслом понятия П становится ее статус как объекта естествознания - из "фюсиса" П превращается в "натуру", т е в естественноебытие природных явлений Задачей человека является соответственно познание законов этой "натуры", как, впрочем, и "натуры" отдельных вещей Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает своих вершин "философия П" - натурфилософия, ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон Современное понятие П содержит в снятом виде все первоначальные многозначные смыслы и оттенки В зависимости от контекста, под П понимается то все сущее, то естественная и искусственная среда обитания человека, то внутренняя сущность вещей Это обстоятельство требует умения конкретизировать понятие П и правильно употреблять его в различных ситуациях Отношение и интеллектуальное осмысление человеком П претерпело значительную эволюцию Известно, что первобытный человек распространял коммуникативные отношения на всю окружающую его П, трактуя свое взаимоотношение с ней как своеобычное "межсубъектное", где П выступала ведущей стороной диалога, а человек ее прилежным учеником Мифологическое сознание исходило из двух установок: признания господства П над человеком и персонификации природных явлений В античном обществе, когда искусство человека играло не менее важную роль, чем природное содержание материала, устанавливаются равноправные отношения человека с П Человек уже не следует за традиционным порядком П, а живет по своим правилам, лишь частично соответствуя законам П В результате реализуется эстетическое совершенствование П, когда представления о мире организуются не только логикой рассудка, но и чувством красоты, взаимодействием субъекта и объекта Поэтому для древних греков характерна идея гармонии человека и П, микро- и макрокосма, где красота выступала выражением разумности бытия Средневековый человек жил в едином мире и мир для него - творение Божье, причем творение совершенное и прекрасное Место человека - Земля, которая - центр мира Сам он выступает одновременно в двух ипостасях: естественной и Божественной В таком благом мире упорядочивать и менять следует только человеческую душу, побуждая ее к гармоническому созерцанию мира и единению с Богом П средневековый человек рассматривал под влиянием эсхатологических представлений о конечности всякого бытия и ожидания второго пришествия Христа Поэтому здесь П обесценивается и теряет значимость будущего: не П дает эталон человеку, а бесконечный дух Среди творений Бога именно человек занимает приоритетное место, а не П, и смысл человеческого бытия - в возвышении над П Здесь уже не гармония, а обособление, когда человек и П живут по своим законам, реализуя цели божественного замысла Отсюда и отрицательное отношение к экспериментальному освоению П Однако и в этот период существовала потребность построить картину П, которая бы соответствовала сути Священного Писания Решать эту задачу стали с помощью символа как знака договора Символизм стал универсальным, ибо мыслить означало вечно открывать скрытые значения Природные вещи трактовались как знаки, смыслом которых являются идеи, вложенные в мир Богом, а задача человека - расшифровать эти скрытые смыслы божественного плана творения Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному мироощущению, но здесь не статическая гармония человека и П, а динамическая, где человек пытается подчинить П Человек как бы превращается в земного Бога, который должен сотворить П в соответствии со своими потребностями Эта идея становится ведущей в сознании 17-18 вв Орудием этого господства становится экспериментальная наука и математическое естествознание Ученому Нового времени необходимо было решить задачу, связанную с поиском средств, способных раскрыть "Книгу П" Такой подход в перспективе давал возможность построить объективную картину П и организовать ее систематическое исследование Новоевропейская наука и философия исходили из уверенности в естественной упорядоченности устройства П, наличия в ней гармонии, доступной рациональному постижению П воспринималась как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению, она - всего лишь объект скрупулезного анализа и возможной переделки на человеческую потребу Таким образом, в Новое время получает распространение утилитарно-прагматическое отношение к П как безмерной кладовой для удовлетворения человеческих желаний С этих пор такая парадигма мышления стала доминировать во всех техногенных цивилизациях вплоть до наших дней Правда, практически во все времена существовала и определенная оппозиция подобной установке: так, на гармоническое взаимодействие с П были ориентированы культуры древнего Востока, романтическая традиция в западной мысли, философия русского космизма и др И тем не менее именно принцип преобразующей деятельности задавал основные нормы человеческой цивилизации и привел, в конечном итоге, к появлению глобальных экологических проблем Таким образом, можно зафиксировать три основные подходы к проблеме исторического взаимодействия человека и П: 1) мифологический (подчинение человека П); 2) научно-технологический (господство человека над П); 3) диалогический (гармония человека и П), формирующийся в настоящее время и ориентирующий человека на сотрудничество с П, равноправный диалог с ней см также: МЕТАФИЗИКА, ОНТОЛОГИЯ
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: