Природа - это...

ПРИРОДА - в предельно широком смысле - "великое целое" (Гольбах), те все сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений В этом смысле понятие П совпадает с такими научными и философскими категориями как "Бытие", "Реальность", "Универсум", "Вселенная", "Космос" - все они, как и термин П, обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека, стремящегося дефинировать (те определить) их Однако следует иметь в виду, что с развитием естественных наук такое отождествление становится не всегда правомерным Так, например, космос выступает синонимом астрономического понятия "Вселенная" Соответственно основным объектом естествознания выступает обычно П в узком смысле слова - как естественная среда обитания человека В этом качестве и понятие П приобретает не столько философский, сколько конкретно-научный отгенок Разумеется, оно может быть использовано и философским знанием: например, как альтернатива "второй П", те искусственной среды обитания Между широким и узким смыслами понятия "П" нет непроходимой грани Рассматривая П лишь как земную географическую среду, человек не может не учитывать влияние на нее всего космоса, те П в широком смысле слова Поэтому для него "малая П" всегда есть часть "большой П" Кроме того, во всех случаях любой подход к изучению П предполагает неизбежное участие в ней человека как ее неотъемлемой части: это в какой-то мере уравнивает "малую" и "большую" П, поскольку и та, и другая рассматриваются в качестве реальности, относительно противостоящей человеку и в то же время включающей его Определения П не отличаются однозначностью и строгостью Однако в данном случае какая-либо точная ее дефиниция вряд ли вообще возможна Дело в том, что П относится к так называемым "гуманистическим системам", включающим человека, а, согласно современной логике, определения подобных систем не отвечают высоким стандартам точности и строгости Не случайно поэтому в подобных ситуациях часто употребляют "размытые" определения, сравнения, метафоры и тп - они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например: "П - это дом Человечества") Вместе с тем, все эти определения и формулировки являются результатом эволюции человеческих представлений о П и, в частности, развития философских и естественнонаучных знаний о ней При этом каждый этап такой эволюции привносил новые смыслы и уточнения в один и тот же языковой термин, который обозначал не просто разное понимание одного и того же предмета, но даже иные по своей сущности предметы' Так, понятие "physis" (греч - П) воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т е уже "П сущего") Разумеется, эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей В Новое время преобладающим смыслом понятия П становится ее статус как объекта естествознания - из "фюсиса" П превращается в "натуру", т е в естественноебытие природных явлений Задачей человека является соответственно познание законов этой "натуры", как, впрочем, и "натуры" отдельных вещей Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает своих вершин "философия П" - натурфилософия, ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон Современное понятие П содержит в снятом виде все первоначальные многозначные смыслы и оттенки В зависимости от контекста, под П понимается то все сущее, то естественная и искусственная среда обитания человека, то внутренняя сущность вещей Это обстоятельство требует умения конкретизировать понятие П и правильно употреблять его в различных ситуациях Отношение и интеллектуальное осмысление человеком П претерпело значительную эволюцию Известно, что первобытный человек распространял коммуникативные отношения на всю окружающую его П, трактуя свое взаимоотношение с ней как своеобычное "межсубъектное", где П выступала ведущей стороной диалога, а человек ее прилежным учеником Мифологическое сознание исходило из двух установок: признания господства П над человеком и персонификации природных явлений В античном обществе, когда искусство человека играло не менее важную роль, чем природное содержание материала, устанавливаются равноправные отношения человека с П Человек уже не следует за традиционным порядком П, а живет по своим правилам, лишь частично соответствуя законам П В результате реализуется эстетическое совершенствование П, когда представления о мире организуются не только логикой рассудка, но и чувством красоты, взаимодействием субъекта и объекта Поэтому для древних греков характерна идея гармонии человека и П, микро- и макрокосма, где красота выступала выражением разумности бытия Средневековый человек жил в едином мире и мир для него - творение Божье, причем творение совершенное и прекрасное Место человека - Земля, которая - центр мира Сам он выступает одновременно в двух ипостасях: естественной и Божественной В таком благом мире упорядочивать и менять следует только человеческую душу, побуждая ее к гармоническому созерцанию мира и единению с Богом П средневековый человек рассматривал под влиянием эсхатологических представлений о конечности всякого бытия и ожидания второго пришествия Христа Поэтому здесь П обесценивается и теряет значимость будущего: не П дает эталон человеку, а бесконечный дух Среди творений Бога именно человек занимает приоритетное место, а не П, и смысл человеческого бытия - в возвышении над П Здесь уже не гармония, а обособление, когда человек и П живут по своим законам, реализуя цели божественного замысла Отсюда и отрицательное отношение к экспериментальному освоению П Однако и в этот период существовала потребность построить картину П, которая бы соответствовала сути Священного Писания Решать эту задачу стали с помощью символа как знака договора Символизм стал универсальным, ибо мыслить означало вечно открывать скрытые значения Природные вещи трактовались как знаки, смыслом которых являются идеи, вложенные в мир Богом, а задача человека - расшифровать эти скрытые смыслы божественного плана творения Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному мироощущению, но здесь не статическая гармония человека и П, а динамическая, где человек пытается подчинить П Человек как бы превращается в земного Бога, который должен сотворить П в соответствии со своими потребностями Эта идея становится ведущей в сознании 17-18 вв Орудием этого господства становится экспериментальная наука и математическое естествознание Ученому Нового времени необходимо было решить задачу, связанную с поиском средств, способных раскрыть "Книгу П" Такой подход в перспективе давал возможность построить объективную картину П и организовать ее систематическое исследование Новоевропейская наука и философия исходили из уверенности в естественной упорядоченности устройства П, наличия в ней гармонии, доступной рациональному постижению П воспринималась как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению, она - всего лишь объект скрупулезного анализа и возможной переделки на человеческую потребу Таким образом, в Новое время получает распространение утилитарно-прагматическое отношение к П как безмерной кладовой для удовлетворения человеческих желаний С этих пор такая парадигма мышления стала доминировать во всех техногенных цивилизациях вплоть до наших дней Правда, практически во все времена существовала и определенная оппозиция подобной установке: так, на гармоническое взаимодействие с П были ориентированы культуры древнего Востока, романтическая традиция в западной мысли, философия русского космизма и др И тем не менее именно принцип преобразующей деятельности задавал основные нормы человеческой цивилизации и привел, в конечном итоге, к появлению глобальных экологических проблем Таким образом, можно зафиксировать три основные подходы к проблеме исторического взаимодействия человека и П: 1) мифологический (подчинение человека П); 2) научно-технологический (господство человека над П); 3) диалогический (гармония человека и П), формирующийся в настоящее время и ориентирующий человека на сотрудничество с П, равноправный диалог с ней см также: МЕТАФИЗИКА, ОНТОЛОГИЯ


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Природа, или вселенная (II Петр. II, 12, Рим. II, 27, I Кор. XI, 14, 15). Ученые все предметы природы главным образом делят на три класса: царство ископаемых (минералогия), царство растительное (ботаника) и царство животное (зоология). Порядок творения и деление тел или...
Философский словарь
Философский смыслтермина: Природа, род (Софокл); естество (стоики); творение, существо, тварь (Диодор Сицилийский).
Философский словарь
- философская категория, обозначающая понятие более широкое, чем материя. Под природой целесообразно понимать единство пространства, времени, материи и процессов, обеспечивающих это единство.
Философский словарь
физическийуниверсум. Многозначно это слово. Оно может означать: 1) совокупность отличительных черт живого существа или вещи («животная, человеческая природа»); 2) материальный мир, понимаемый, если рассматривать его с научной точки зрения, как физический универсум (комплекс...
Философский словарь
-в широком смысле это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний, включая и общество; в узком смысле - это материальный мир, за исключением социальной формы движения материи. Всякий раз, когда природа противопоставляется обществу, она понимается в узком смысле....
Философский словарь
- весь объективныйматериальный мир в бесконечном многообразии его проявлений.
Философский словарь
- 1) Исследователи древних мифов считают представление о природе продуктом обмирщения древнего Космоса: """ стала результатом последовательного разрушения священности Космоса" (М.Элиаде). 2) Для философов, отклоняющих вопрос о связи твари с Творцом, природа - все в мире, что...
Философский словарь
- понимается в трех главных смыслах: 1) как существенное определение чего бы то ни было, например, природа человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, природа Божества; в этом общем смысле природа = естеству или сущности, 2) как видимый земной мир...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IВосхищение П как таковой, без упоминания о ее Творце, чуждо Библии; поэтому в ВЗ соотв слова нет вообще Всё созданное (творение; см Сотворение мира) существует только благодаря Богу, является исключит местом Его творчества, Его произведением и одеянием, к-рым Творец окружает...
Психологическая энциклопедия
Можно выделить три более или менее отчетливых общих значения этого термина. 1. Те черты или характеристики организма, которые считаются врожденными или наследственными. Проблемы, затрагиваемые этим значением, отражены в том, что часто называется дискуссией о наследственности-...

Поделиться:

Реклама