Пракрити - это...

(др.-инд. prakrti-), в древнеиндийской мифологии и умозрении первоначальная субстанция, природные условия чего-либо, материальная причина, первопричина мира объектов. В мифологии П. воплощает высшую волю творца; идентифицируется с майей - иллюзией, шакти - божественной женской энергией. В ряде философских школ противостоит пуруше, понимаемому как «Я», отличное от тела, ума и чувств. П. состоит из трёх субстанций - гун, которые, постоянно изменяясь, порождают страдание, радость, безразличие. П. характеризуется необусловленностью, вечностью, вездесущностью. Соединившись с пурушей, П. нарушает равновесие и вызывает эволюцию мира.
в. т.


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
ПРАКРИТИ (букв. — "претворенная") — в индуизме — материальная, или проявленная, сторона Вселенной. П. означает субстрат объективной реальности. Этимология слова указывает негативную, недеятельную, т. е. субстанциональную, или материальную (в самом широком смысле), природу всего...
Философский словарь
(санскр.): в древнеиндийской мысли исходная субстанция, материальная первооснова, первопричина мира объектов, природы. Она вечна, вездесуща, несводима к каким-либо элементам, которые порождает в своем существовании. Противопоставляется пуруше – сознанию, принципу «я». Вместе они...
Философский словарь
(Санскр.) Природа вообще, природа как противоположность Пуруши - духовной природы и Духа, которые вместе являются "двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества". ("Тайная Доктрина", I, 97.)
Философский словарь
(санскр., букв. - производящая, творящая) — вдр.-инд. философии - изначальная материя, тождеств, творческой силе природы; позднее - сама природа противоположности творческому духовному началу - пуру-ше. В индуизме и брахманизме П. выступает как сила, препятстгую-щая спасению...
Словарь индуизма
в санкхье первоматерия в смысле, очень близком аристотелевскому; вечное (наряду с духом) и неоформленное начало, разворачивающееся в ходе своей эволюции в мир психических способностей, живых индивидуальных существ и неодушевленных предметов.А. Парибок
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Природа вообще, природа как противоположность Пуруши - духовной природы и Духа, которые вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества». («Тайная Доктрина», I, 97.)

Поделиться:

Реклама