ПРАКРИТИ (букв. — "претворенная") — в индуизме — материальная, или проявленная, сторона Вселенной. П. означает субстрат объективной реальности. Этимология слова указывает негативную, недеятельную, т. е. субстанциональную, или материальную (в самом широком смысле), природу всего сущего; "пра" означает "пре-", "крити" — "сотворенное", но это означает не сотворение форм, а создание принципов материальности, основным из них является инертность, которая, впрочем, активна в процессе перехода от прошлого к настоящему. Таким образом, в настоящем она представляет разуму status quo (и статичность, и динамичность), что позволяет ему действовать и реализовывать различные варианты будущего. П. обладает тремя качествами (гунами — см.): тамас (инерция покоя, или материя), раджас (инерция движения, или энергия) и саттва (возможность образования, отзыв на разумную деятельность, т. е. формирующая и комбинирующая гармония, закон природы, ее пластичное свойство сохранения форм). П. как принцип, абстрактная форма, входящая во взаимоотношения с разумом, становится прадханой, фундаментальной пластичной материальностью.
Философский словарь
(санскр.): в древнеиндийской мысли исходная субстанция, материальная первооснова, первопричина мира объектов, природы. Она вечна, вездесуща, несводима к каким-либо элементам, которые порождает в своем существовании. Противопоставляется пуруше – сознанию, принципу «я». Вместе они...
Философский словарь
(Санскр.) Природа вообще, природа как противоположность Пуруши - духовной природы и Духа, которые вместе являются "двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества". ("Тайная Доктрина", I, 97.)
Философский словарь
(санскр., букв. - производящая, творящая) — вдр.-инд. философии - изначальная материя, тождеств, творческой силе природы; позднее - сама природа противоположности творческому духовному началу - пуру-ше. В индуизме и брахманизме П. выступает как сила, препятстгую-щая спасению...
Словарь индуизма
в санкхье первоматерия в смысле, очень близком аристотелевскому; вечное (наряду с духом) и неоформленное начало, разворачивающееся в ходе своей эволюции в мир психических способностей, живых индивидуальных существ и неодушевленных предметов.А. Парибок
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Природа вообще, природа как противоположность Пуруши - духовной природы и Духа, которые вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества». («Тайная Доктрина», I, 97.)
Энциклопедия мифологии
(др.-инд. prakrti-), в древнеиндийской мифологии и умозрении первоначальная субстанция, природные условия чего-либо, материальная причина, первопричина мира объектов. В мифологии П. воплощает высшую волю творца; идентифицируется с майей - иллюзией, шакти - божественной женской...
Поделиться: