Покаяние, Каяться - это...
I ПЕРЕВОД
Слово "каяться", к-рым в Синод пер передается ряд евр и греч слов (евр шув, "обратиться", "возвратиться", нахам, "сожалеть о чем-либо", "раскаиваться в чем-либо" и греч метаноэйн, "изменять образ мыслей") часто трактуется только в значении греч метаноэйн - "изменять образ мыслей" Однако подобное толкование слишком односторонне Греч слово метанойа ("покаяние") в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн - "оборачиваться", "возвращаться") Слово шув имеет более широкое значение, чем просто "духовный процесс изменения взглядов" Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн, от вступления в воен коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков Все это присутствует и в новозаветном понятии "П", к-рое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа
II КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ
В Библии ясно говорится, что к П приводит Сам Бог, Его благость (Рим 2:4) Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер 31:19) Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное(Мф 3:2) В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф 4:17; 9:13), даруя П не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян 11:18) Бог не хочет смерти "беззаконника", Он желает, чтобы грешник "обратился от путей своих и был жив" (Иез 18:23) П, к к-рому призывают апостолы (Деян 2:38), - это не насилие человека над собой и не свидет-во его внутр смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф 18:11) Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что П человека заключается в исповедании (см Исповедание, исповедовать) им своей вины (ст 21; ср Иов 42:6; Пр 28:13; 1Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16) Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв смерти Иисуса Христа (Лк 24:47)
III ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ
П и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возм, даже с отказа человека от своей предыдущей жизни Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоил 2:12; Иона 3:5), плачем (Мф 26:75; Лк 7:37 и след), разрыванием одежд (3Цар 21:27; Езд 9:3), облачением в траур (Иона 3:5) и биением себя в грудь(Лк 18:13) Пророки во все времена выступали против внешнего П, не сопровождавшегося искренним обращением Иоиль призывает вместо разрывания одежд "раздирать" сердца (Иоил 2:12 и след), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении "достойный плод покаяния" (Мф 3:7 и след) Истинное П, начинающееся с признания собств вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим 6:1 и след)
IV ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
П тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 2:38) Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр 6:4-6; ср 12:17) То, несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П имеет свои пределы Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос(Евр 7:27; 9:12; 10:10) Сознат совершение тяжкого греха может сделать П невозможным, тк истинное П включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср Рим 9:18) После Второго пришествия Иисуса П станет невозможным Именно поэтому в Сир 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви) Наряду с П как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П, каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: "умерли со Христом" (Рим 6:8), "умер однажды", но, несмотря на это, необходимо "почитать себя мертвыми" Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но по-стоянно подтверждается и укрепляется
V ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ
В Библии содержится множество проповедей о П Главными проповедниками П в ВЗ были Иеремия(Иер 2; 3), Амос(Ам 5), Иона (см Иона 3), а в НЗ - Иоанн Креститель(Мф 3:1 и след) Эту традицию продолжил Иисус, а ап Петр ввел ее в древней Церкви (см Деян 2:14 и след,37 и след) В проповеди о П человеку указываются пути Господни (Ис 55:7 и след; Иер 25:5) и обличаются его собственные "злые пути", ведущие к несправедливости (Ам 3:10) и в конечном итоге - к смерти (Иер 21:8 и след) Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11 и след; Лк 3:18) В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед Следствием истинной проповеди П является обращение грешника, принятие им Евангелия (Мк 1:15) и прощение грехов (Лк 24:47; Деян 5:31 и др) Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П всему человечеству (Лк 24:47; Деян 17:30) см Обращение, обратить, обратиться
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: