Покаяние - это...

ПОКАЯНИЕ — в авраамитических религиях — иудаизме, христианстве и исламе — одно из ключевых религиозных понятий, исправление поведения как необходимое условие получения прощения Бога; то же, что раскаяние. В христианстве П. — одно из семи христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом (Иоан 20:21—23; Матф 16:19; 18:17—18). Согласно изложению Н. И. Барсова, в П. (по православному учению), исповедующий изустно грехи свои перед священником, при видимом изъявлении от него прощения, невидимо разрешается от всех грехов самим Иисусом Христом, так что снова делается невинным и освященным, как после крещения. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, устное изложение грехов перед священником и разрешение священника, также устное, по известной формуле. В Ветхом Завете П. сначала состояло во внешних очистительных обрядах, посте и т. п.; позже пророки возвысили понятие о П. и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердца Богу сокрушенного и смиренного (Пс 50:19) и перемены жизни к лучшему (Ис 1:16—17; Иез 33:14—15). Евангелие понимает П. не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение существа человека. Во времена апостольские обозначаются два вида П.: тайного — перед священником, и открытого, публичного — перед всем обществом церковным (Деян 19:18; Иак 5:16). Во 2 и 3 вв. о существовании публичного П. говорят Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан. В 3 в. П. было подробно регламентировано для т. н. падших, т. е. отрекшихся от Христа во время гонений, но после снова возвращавшихся в церковь. Для них определено было четыре степени П. (по мнению некоторых ученых — три или пять): "плачущих", "слушающих", "припадающих" и "предстоящих", или "вместе стоящих". "Плачущие", стоя на коленях во внешнем притворе церкви, просили входящих в храм помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в церковь; "слушающие" стояли во внутреннем притворе храма впереди оглашенных и вместе с ними удалялись из храма; "припадающие" стояли в самом храме, при входе, перед вдовицами и старцами; по входе "слушающих" они "припадали" ниц, исповедовали грех свой и затем удалялись из храма; "предстоящие" занимали в церкви место слева, впереди, и отличались от верных тем, что не могли ни делать приношений в церковь, ни причащаться св. тайн. Публичному П. в древней церкви подвергались не только "падшие", но также впавшие в ересь и в особенно тяжкие грехи. Срок публичного П. был иногда очень продолжителен: П. падших продолжалось по правилам Петра Александрийского 4 года, по правилам Анкирского Собора — 6 лет, по правилам 1-го Вселенского Собора — 20 лет. По просьбам и настояниям гражданских властей срок публичного П. иногда сокращался; иногда такое сокращение делалось и по усмотрению самой Церкви. Были случаи добровольного публичного П. как особый вид подвижничества благочестивых, по смирению, а не по действительной виновности. Грехами, от которых очищались публичным П. по суду Церкви, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление величества и делание фальшивой монеты. Так как исповедь перед всеми представляла некоторые неудобства, то с середины 3 в. в церквах был учрежден особый чин священника-духовника, который наедине выслушивал исповедь подлежавшего публичному П.; но это учреждение скоро было отменено, а вслед затем перестало существовать на Востоке и публичное П. (около 400).

На Западе публичное П. прекратилось не ранее 7 в. Место его занимают усиленные молитвы, особые дела благотворительности и другие подвиги благочестия, совершаемые под надзором и руководством пресвитера, и в крайнем случае — отлучение от причащения на тот или другой срок.

4-й Латеранский Собор определил, чтобы к таинству П. однажды в год непременно приступали все пришедшие "в разумный возраст", под угрозой отлучения от Церкви и лишения христианского погребения. Это определение подтвердил Тридентский Собор, предписавший то же самое и священникам. В 12 в. на Западе устная исповедь с перечнем грехов не всеми считалась необходимой для получения прощения; некоторые признавали недостаточным одно внутреннее раскаяние. Гуго Сен-Викторский учил, что священник может освободить от наказания за грех, но не от виновности; Фома Аквинский — что священник не может освободить от грехов, но может освободить от виновности и наказания. С 12 в. прежняя формула разрешения: "да помилует тебя Всемогущий Бог и отпустит тебе все твои прегрешения, и введет тебя в жизнь вечную" была заменена словами священника: "Разрешаю тебя". Лютер сначала удержал П. в числе таинств, сохранив и устную исповедь (хотя и не считал необходимым полный перечень грехов исповедующимся), и разрешение пастора для готовившихся к причащению (Аугсбургское исповедание 11, 12, 25), но потом признал разрешение пастора не необходимым, усмотрев сущность П. в истинном раскаянии и скорби о грехе. С течением времени устное исповедание грехов вышло из обычая у лютеран; позднейшие усилия восстановить его были безуспешны. В настоящее время в ортодоксальном лютеранстве существует лишь общее публичное П. и общее же разрешение, преподаваемое пастором. В Православной Церкви существует правило, по которому каждый православный должен приступать к таинству П. не менее одного раза в год (обыкновенно Великим постом, а также в другие три поста — Рождественский, Успенский и Петров). Священник обязан хранить исповедь в тайне; за огласку исповеданных ему грехов он подвергается по духовному регламенту лишению сана. В протестантстве П. понимается исключительно как личная скорбь верующего о совершенных грехах, лишаясь статуса религиозного таинства.

О П. в иудаизме см. Тшува.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Покаяние (Марк. I, 4, 5, II Кор. VII, 10) — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих...
Философский словарь
- христ. таинство, к-рое, по религ. представлениям, состоит в том, что верующий, «открыв грехисвященнику, получает от него прощение невидимо от самого господа». Происходя из др. очистит, обрядов, И. в христианстве превратилась в эффективное средство духовного влияния на людей....
Философский словарь
- см. Исповедь.
Философский словарь
- анализ и осознание допущенных ошибок, производимые с целью недопущения подобного впредь. проводится по определенной форме и содержит, например, констатирующую, анализирующую, концептуальную и подводящую итого части. Ассоциативный блок. Повинную голову меч не...
Библейская энциклопедия Брокгауза
I ПЕРЕВОДСлово "каяться", к-рым в Синод пер передается ряд евр и греч слов (евр шув, "обратиться", "возвратиться", нахам, "сожалеть о чем-либо", "раскаиваться в чем-либо" и греч метаноэйн, "изменять образ мыслей") часто трактуется только в значении греч метаноэйн - "изменять...

Поделиться:

Реклама

betboom ru