Пелагианство - это...
ПЕЛАГИАНСТВО, полемика с ним — учение британского монаха Пелагия (ум. после 418), отвергнувшего тезис христианства о первородном грехе и объявившего природные силы человека достаточными для обретения спасения.
Пелагий учил, что средства к спасению находятся внутри человечества. Отдельные человеческие существа способны спасти себя сами. Они не захвачены грехом в ловушку, но в состоянии сделать все необходимое для своего освобождения. Спасение заслуживается добрыми делами, которые накладывают на Бога определенные обязанности по отношению к человечеству. Пелагий понимает идею благодати в виде требований, выдвигаемых перед человечеством, например, Десяти Заповедей. Другими словами, П. можно свести к "спасению по заслугам", а то, чему учил Августин, к "спасению по благодати".
Эти две богословские школы по-разному понимают человеческую природу. Для Августина человеческая природа слаба, падша и бессильна; для Пелагия она автономна и самостоятельна. Для Августина спасение зависело от Бога; для Пелагия Бог лишь указывает, что нужно сделать для достижения спасения, и оставляет людей одних. Для Августина спасение было незаслуженным даром; для Пелагия — честно заслуженной наградой. Согласно Августину, поскольку люди не могли сами спасти себя, и Бог даровал некоторым (но не всем) благодать, следовало, что Бог "предизбрал" тех, кто будет спасен. Усматривая намеки на эту мысль в Новом Завете, Августин разработал доктрину предопределения. Термин "предопределение" относится к первоначальному и вечному Божьему решению спасти одних, а других — осудить. Именно этот аспект мыслей Августина многие его современники, не говоря уже о преемниках, находили неприемлемым. Не стоит и говорить о том, что ничего похожего не было в мыслях Пелагия. В ходе последовавшей в Западной Церкви дискуссии взгляды Августина были признаны подлинно христианскими, а взгляды Пелагия — еретичными. В 431 П. был осужден на Эфесском Соборе. Два важных Собора установили нормативность взглядов Августина — Карфагенский Собор (418) и 2-й Оранжский Собор (529). При этом взгляды Августина о предопределении были несколько выхолощены, хотя то, что осталось от его системы, было с энтузиазмом одобрено. Термин "пелагианец" стал не только описательным, но и уничижительным, означая "человека, который слишком полагается на свои человеческие способности, не имея должной веры в благодать Божию".
Во время Реформации Лютер был убежден в том, что большая часть Западной Церкви потеряла из виду идею о благодати Божьей и стала полагаться на свои человеческие возможности. Поэтому Лютер считал своим долгом вновь призвать Церковь к взглядам Августина.
О полемике Августина с П. см. также: Благодать.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: