Патристика - это...
ПАТРИСТИКА (лат patres - отцы) - направление фи-лософско-теологической мысли 2-8 вв, связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви Семан-тико-аксиологические источники оформления П - античная философия (общерациональный метод и конкретноесодержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего, идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телео-логизма и др) - с другой В эволюции П могут быть выделены три содержательных этапа: (1) - ранняя П или апологетика (2-3 вв), связанная с деятельностью таких авторов, как Юстин (ум ок 165, осн соч: "Апология" к Антонину Пию и "Апология" к Марку Аврелию, "Беседы с Трифоном-иудеем" и др); Татиан (ок 120 - ок 175, осн соч: "Обращение к грекам", свод четырех Евангелий "Диатессарон" и др); Афинагор (ум ок 177, осн соч: трактат "О воскрешении мертвых" и "Послание" к Марку Аврелию); Тертуллиан; Климент Александрийский (Тит Флавий, ум до 215, осн соч: трактаты "Увещевание к эллинам", "Педагог", сборник эссе "Строматы" ("Лоскутный ковер"), беседа "Какой богатый спасется?"; Ориген (ок 185 - ок 254, осн соч: "О началах", "Против Цельса", текстологическое кампаративное исследование шести редакций Ветхого Завета - "Гекзапла" и др) Центральная проблема - проблема соотношения христианства с античным наследием, в рамках решения которой оформились как направление, ориентированное на гармонический синтез христианской идеи откровения с философской традицией античного рационализма (Юстин, Афинагор, Климент Александрийский и др), так и направление, прокламировавшее их несовместимость и резко дистанцирующее христианство как "мудрость варваров" (Татиан) эллинской книжной учености (Татиан, Тертуллиан и др); идея остро актуализировалась в христианской мистике, ценностно акцентировавшей "искреннее молчание безграмотного простолюдина" по сравнению с изощренно-спекулятивным мудрствованием ученого теолога с его "сладострастием слов" (Иероним) и рассудочностью вместо сердечной веры, а также в протестантизме в ранних его версиях); (2) - зрелая П (3-5 вв), реализующая себя на греческом Востоке - в деятельности каппадокийского кружка: Василий Великий Кесарийский (ок 330-379, осн соч: "О святом Духе", "Шестоднев"), его брат Григорий Нисский (ок 335 - ок 394), Григорий Богослов Назианзин (ок 330- ок 390, осн соч: "О моей жизни", "О моей судьбе", "О страданиях моей души"), Амфилохий Иконийский и др, синтезировавшие христианское вероучение и философские методы античности; а на латинском Западе - в деятельности Августина Центральное направление в развитии П этого периода - борьба с ересями (арианство, монтанизм, докетизм, монофитизм, гностицизм и др), что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Символа веры на Никейском вселенском Соборе (325), конституировавшем основные догматы вероучения В рамках зрелой П оформляются тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита ("Аре-опагитики"), заложившие основы апофатической теологии и христианской мистики в целом; (3) - поздняя П (5-8 вв), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения Ключевая фигура - Иоанн Дамаскин (ок 675-753) - византийский богослов и поэт, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии; также Леонтий (ок 475-543) на Востоке и Боэций (Анций Мани-лий Торкват Северин, ок 480-525, осн соч: "Утешение философией") на Западе Систематизаторская деятельность Иоанна Дамаскина и ориентация Боэция на античную философскую традицию (прежде всего, комментарии к Аристотелю и Порфирию) заложили основы средневековой схоластики Несмотря на то, что многие тезисы П (особенно в раннем ее варианте) были осуждены после принятия Никейского Символа веры (идеи Оригена о множественности миров, всеобщем спасении, предсуществовании душ, приоритетности второй ипостаси - Бога-Отца - в структуре Троицы; отрицание Татианом двойственной природы Христа (в "Диатессороне" была опущена земная биография Христа и сведения о его происхождении из рода Давидова) и его докетизм - учение об иллюзорности телесности Иисуса - см ИИСУС ХРИСТОС), П сыграла выдающуюся роль в развитии христианской культуры В рамках П были заложены основы систематической христианской теологии как в катафатическом (от Климента Александрийского и Оригена до Иоанна Дамаскина), так и в апофатическом (от Августина до Псевдо-Дионисия Ареопа-гита) ее вариантах, сформирован исходный фундамент экзегетики (от Оригена до Григория Нисского), оформлены первые христианские катехизисы (см ТЕРТУЛЛИАН), введены многие основополагающие понятийные структуры христианской теологии (например, Тертуллианом - касательно структуры Троицы) П не только значительно способствовала содержательной стабилизации христианской догматики, но и существенно повлияла на развитие глубинного психологизма христианства с его рафинированной культурой рефлексивной интроспекции (от Григория Богослова до Августина) Именно в рамках П окончательно конституировалась концептуально фундаментальная для христианства идея приоритета индивида (см ПЕРСОНАЛИЗМ) по отношению к абстрактному человечеству (антропология Григория Нисского) Проблематика П во многом определила проблемное поле как православной (ср паламитские дискуссии в рамках иси-хазма и анализ христологической проблемы в П), так и в католической (ср проблему воли и благодати в патриотической и антилютеранской литературе) теологии В целом, содержание П признано в христианстве (православие и католицизм) важнейшей составляющей Священного предания; изучение П оформилось в рамках богословия в качестве дисциплинарной патрологии Многие идеи П актуализируются в рамках историко-философской традиции, как, например, просветительская интерпретация христианства Климентом Александрийским в контексте гуманизма Ренессанса (Эразм Роттердамский, Т Мор и др)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: