Патристика - это...
ПАТРИСТИКА (лат. "отец") — традиционно — одна из богословских дисциплин, имеющая своим предметом изучение творений св. Отцов Церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. Согласно Н. И. Барсову, в Христианской Церкви название "отца" присваивается, еще со времен апостолов, вообще пастырям Церкви. В более специальном смысле название "св. отцов Церкви" имеет отношение к тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству. Из ряда "отцов Церкви" особенно выделяются "вселенские учители", имеющие наивысший личный авторитет в Церкви как оказавшие ей особые услуги защитой, формулированием и разъяснением догматов веры. В Восточной Церкви такое значение обычно придается св. Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому, на Западе, кроме того, — блаженному Иерониму, блаженному Августину, Амвросию Медиоланскому и Папе Григорию Великому. Кроме того, Западная Церковь имеет институт Учителей Церкви. Некоторые богословы ограничивают существование в Церкви "отцов Церкви" известным периодом времени; на Востоке — от начала Церкви до Иоанна Дамаскина, на Западе — до Григория Великого включительно (ум. в 604), по мнению других — до 13 в.
Ряд католических богословов полагает, что папа во всякое время может возвести в звание Отца Церкви того, кого он признает достойным.
Церковь Восточная не имеет канонического постановления по этому предмету, но богословы и патрологи большей частью думают, что так как Церковь всегда одна и та же и обладает одними и теми же благодатными силами, то в ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарованиями святоотеческими и могущих быть признанными в качестве "отцов Церкви", по суду самой Церкви. Нахождение в лике канонизованных святых и согласие с учением Церкви считаются настолько необходимыми для причисления к Отцам Церкви, что даже такие великие богословы христианского мира, как Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан признаются не "отцами Церкви", а лишь церковными писателями.
Проблематика П. во многом определила проблемное поле как православной (ср. паламитские дискуссии в рамках исихазма и анализ христологической проблемы в П.), так и в католической (ср. проблему воли и благодати в патристической и антилютеранской литературе) теологии.
В целом содержание П. признано в христианстве (православие и католицизм) важнейшей составляющей Св. Предания; изучение П. оформилось в рамках богословия в качестве дисциплинарной патрологии.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: