Общество - это...
ОБЩЕСТВО - понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О как общего) детерминантах, практически не употребляется В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О) или отдельный социальный организм (например, японское О) О - основополагающая категория философии и социологии Философско-теоретический анализ О возможен только на базе исследования его идеальной модели Выявить внутреннюю необходимость реального процесса можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме (см ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП, ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД) Теоретический анализ О предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации О: 1) - взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв Ее представители (ПФ Лилиенфельд, А Шеффле, Р Вормс, А Эспинас) отождествляли О с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями Сравнение О с организмом проводилось многими мыслителями (Платон, Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О и организмом, в котором роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и тп В 20 в концепция органической школы утратила популярность; 2) - концепция О как продукта произвольного соглашения индивидов (см ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ); 3) - антропологический принцип рассмотрения О и человека как части природы (Спиноза, Дидро, Гольбах и др) Достойным существования признавалось лишь О, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером, где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "О" и "природе"; 4) - теория социального действия, возникшая в 20-е 20 ст (М Вебер, Знанецкий и др), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание) намерений и целей действий друг друга Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) - функционалистский подход к О (Парсонс, Мертон и др - см СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) О рассматривается в философской традиции в контексте его взаимодействия как с природой (см ТЕХНИКА, ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ, НООСФЕРА, ЭКОЛОГИЯ), так и с индивидом как личностью (см: СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) При характеристике О необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция О может быть рассмотрена как негаэнтропий-ный процесс, ведущий к повышению уровня организации Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование (см ИСТОРИЦИЗМ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, НОРМА, СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ, ТРАДИЦИЯ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: