Образование - это...

ОБРАЗОВАНИЕ - многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности История О отображает в себе развитие культуры в целом Задача всякого О - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного Обнаруживается соответствие между ним и культурой: сколько типов культурных ценностей - столько видов О С этой точки зрения можно говорить об О нравственном, научном (или теоретическом), художественном, правовом, религиозном и тд О можно определить как процесс сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, мышления и деятельности, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека (процесс создания и реализации системы представлений индивида о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве) Условие осуществления такого процесса - реализация человеком своего выбора С другой стороны, традиционно под О понимается процесс взаимодействия: учителя и ученика, образующихся субъектов (педагогов и ребенка), взрослых и детей, - те технологически простроенная деятельность Ее важнейшими задачами и должны быть создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса Как процесс О несет в себе свойства человеческой со-бытийности, реализуя одну из своих функций - соединение поколений в общем пространстве, для которого характерна бытийность каждого из его участников и выстраивание общей со-бытийности Осваивая через отношения мир и себя самого в этом мире, индивиды в процессе О получают возможность найти свое место в системе социальных отношений, активно реализовываться как самостоятельные агенты пространства отношений, соотнести свою самость с субъективностью других людей и целостностью других сообществ Отказ от традиционного представления об образовательных процессах как линейных траекториях, по которым нормативно должен двигаться ученик, детерминировало введение в научный оборот термина "образовательное пространство", где субъективно задаются множества отношений и связей, осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешаных) по развитию индивида и его социализации Метафорически под общеобразовательным пространством понимают локализацию многообразия представляемых социумом индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, те внешнее по отношению к человеку пространство выбора В опыте каждого человека происходит становление внутренне формируемого индивидуального образовательного пространства, что приводит к появлению мультикультурного пространства О - динамичной системы разновеликих и разносодержательных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов О, которые являются носителями определенного культурного и субкультурного опыта Многообразие жизни сообществ, различия в образовательных системах помогают становлению множества педагогических практик, которые, опираясь на согласованные ценности (общепринятые значения, цели и смыслы жизни людей), выстраивают в каждой из частей широкого муль-тикультурного пространства новые образовательные системы, сообразные культурным условиям и ситуациям развития местных сообществ Каждый прорыв в новое образовательное пространство объективно изменяет содержание всей сферы О, создает новые культурные условия его развития В практике О появляются инновационные образовательные системы, в которых приходят изменения в способах деятельности и стиле мышления Категория новизны здесь относится не только и не столько ко времени и к количеству, сколько к качественным чертам изменений в системе Значения слова "О" (bilding - нем, edication - англ) означает и процесс возникновения некоего идеального образа Однако, такое понимание не получило широкого развития в массовой педагогической практике советского периода Это нашло свое отражение в педагогической теории, в которой О определяется как получение систематизированных знаний, умений и навыков, а также как совокупность знаний, полученных в результате обучения и практической подготовки, достигнутой в результате "учебно-воспитательной работы" Само же О мыслится как производственная отрасль О, обучение, воспитание не различаются по смыслу, фактически О подменяется подготовкой, которая в таком подходе вообще не выделяется в качестве самостоятельного образовательного процесса Между тем институты О и подготовки должны быть устроены принципиально по-разному Производство, сельское хозяйство, политика и тд немыслимы без хорошо подготовленных, квалифицированных специалистов, знающих свое дело и обеспечивающих дисциплину труда и технологических процессов Но квалификация и компетентность специалистов в современном мире содержательно ситуативны Поэтому системы подготовки должны быть динамичны, подвижны, легко организуемы и точно также демонтируемы О же - в идеале - не зависит от конкретных условий страны, ситуации, складывающейся в той или иной отрасли или школе, от периода или конкретной эпохи О определяется современным уровнем знания и мышления Оно семантически устойчиво на протяжении десятилетий, ибо О избыточно по отношению к сиюминутным потребностям общества, и именно это делает его ресурсом любого развития Его цели тесно связаны с целями жизни данного общества Жизнь определяет О, и обратно - О воздействует на жизнь, обеспечивая не только воспроизводство и трансляцию культуры, но и развитие человека, мышления, деятельности Масштаб обсуждения О должен быть общенациональный, другими словами - общий для государства в целом, а не для какой-то одной национальности или этноса, языковой группы или социальной страты Понять систему О данного общества - значит понять строй его жизни, его культуру Вплоть до недавнего времени в нашей стране О мыслилось преимущественно отраслевым образом Особенностью этого взгляда было то, что общество как абстрактный заказчик на О замещалось государством в лице вполне конкретных органов Эти органы задавали "тактовую частоту" всей системы через централизованное определение программ, организацию экзаменов, преемственность различных ступеней О и тп Государственное управление О сводилось преимущественно к реализации идеологии "подготовки кадров" Именно в рамках этой идеологии О выступает не как фактор развития общества, а напротив - как фактор консервации наличного способа существования социальной целостности О в такой системе вынуждено быть конечным во времени и пространстве В основе его организации лежит проектный подход В качестве хорошего в нем рассматривается то, что наиболее совершенно и полно реализует принципы именно данной системы, ее проектные цели, в то время как плохим признается то, что пытается обойти, преодолеть эту систему Система О в целом и отдельные ее элементы - это не только технически организованные социальные машины и аппараты, которые когда-то были созданы и теперь функционируют определенным образом Это также и социальные организмы, которые саморазвиваются, видоизменяются в зависимости от внешних обстоятельств, те обладают автономностью от других структур социума Основной социально значимой и активной организационной единицей становится не ячейка поддержания государственного заказа (методическое управление или отдел народного О), а ячейка базовых образовательных процессов (учебное заведение, сообщество, группа, община, человек) В результате этих процессов развивается новая система ценностей, те формируется и начинает действовать вызванные инновациями и реформами новые духовные и эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной и мыслительной деятельности, вновь отрефлексированные идеальные нормы бытия, принимаемые педагогами за основу их нового опыта, за цели действий и поступков Здесь уже в большой степени эксплуатируется другая парадигма - "удовлетворение образовательных потребностей личности", "субъект-субъектное взаимодействие" В такой системе О должны быть заложены возможности ее саморегуляции и саморазвития, основанные на использовании не проектного, но программного подхода При программировании системы О наиболее актуальными оказываются два общих правила: 1 Правило проб и ошибок Каждый элемент системы О: школа, институт, группа новаторов и тд - имеет право на инициативу, на пробы и ошибки Но в случае ошибки инициативе не оказывают поддержку и ее не финансируют При этом школа или институт, деятельность которых не соответствует целям программы, закрываются; 2 Правило дублирования Оно подразумевает обязательное наличие альтернативных источников финансирования: частных и общественных фондов Инициатива, которая не заинтересовала государство, может заинтересовать общественные организации или частных лиц, и наоборот Объединение этих двух систем финансирования, их сращивание не только ведет к монополизму в политике О, но многократно увеличивает возможность ошибок в системе А если они существуют раздельно и без взаимного контроля, то подавляются только те инициативы и действия, которые не признаются ни государством, ни общественностью Важнейшая черта современного О - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только к социальной адаптации, но и к активному освоению ситуаций социальных перемен В контексте глобальных образовательных тенденций - так называемых "мегатенден-ций" могут быть выделены: массовый характер О и его непрерывность как новое качество; значимость О как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия Эти образовательные ориентиры к началу 90-х получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО Мировая образовательная ситуация характеризуется проблематизацией натуралистического подхода в науке через противопоставление ему деятельност-ного подхода Это приводит к появлению проблем, которые не могут быть удовлетворительно разрешены внутри самой образовательной практики и требуют выхода за рамки существующих профессиональных знаний, традиционных идей и онтологических представлений О столкнулось с необходимостью решений фундаментальных вопросов своего существования, что и затребовало появление философии О, предметом которой выступает не только образовательные идеа- лы, ценности и обоснование педагогических идей, а О как таковое


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сооб-ва и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития. Осн. социокультурные функции О. связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого посредством...
Философский словарь
- процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Слово "образовывать" имеет двоякое значение. Во-первых, оно значит "выставлять образец и устанавливать предписания", а во-вторых - "формировать уже имеющиеся задатки". Знание, входящее в О., не...
Философский словарь
- многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. отображает в себе развитие культуры в целом. Задача всякого О. - приобщение человека к культурным...
Философский словарь
обучение. Термин «образование», охватывающий то, чему мы учимся, уже, чем термин «воспитание», акцентирующийся на идее формирования личности. Различают общее образование (общее образование) и специализированное образование, выбирающее ту или иную профессию.
Психологическая энциклопедия
"Давать образование" означает вести дальше, развивать, выявлять способности. Следовательно, процесс "выведывания" чего-то, установления связей, особенно тех связей, которые отражают фундаментальные соотношения объектов или событий.
Психологическая энциклопедия
- 1) обучение, просвещение; 2) совокупность знаний, полученных специальным обучением.
Психологическая энциклопедия
- 1. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. 2. Нечто, образованное из чего-либо.
Психологическая энциклопедия
В психоанализе – один из сложных процессов, вследствие которых, как считается, развиваются невротические симптомы. Классическийанализ: когда находятся объекты для замещения неприемлемых импульсов ид, иногда новый объект также оказывается неприемлемым, но, так как он дает...

Поделиться:

Реклама