Наказание, Наказывать - это...

ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ
Н от Самого Бога или через человека постигает всех людей, к-рые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя виной (см Вина) или см Грехом То, Н обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидет-вуя о святости и праведности Бога В соотв с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил В значит большей степени Н призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению Н должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н ему может стать смерть Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н сможет помочь ему В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге "детоводителем ко Христу" (Гал 3:24)
СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ
1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н (Пс 6:2; 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы Такого рода Н понесли, напр, египтяне (Исх 12:12), Ирод, к-рый был "изъеден червями" (Деян 12:23), Вавилон(Иер 51:54-58);
2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Притч 3:12; Иер 10:24; 1Кор 11:31 и след), к-рыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср Иез 18:23; 2Пет 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Пс 38:11 и след; 72:14,23 и след; Евр 12:5-11; Откр 3:19) Такие Н и испытания верующие должны воспринимать как особое доказат-во милости Божьей (Иов 5:17 и след); это "путь к жизни" (Притч 6:23);
3) Н за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ, а последовавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств вины Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Пс 72 Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия "око за око, зуб за зуб" действует с огра-ничениями; но и само Н может служить прославлению Бога (Иов 2:3; Ин 9:3; ср 11:4) Эта мысль находит свое выражение в наказании, к-рое Раб Божий(Ис 53:5-7) принял на Себя не за собств прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н (см Прощение);
4) кроме Н, являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, к-рые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч правосудие (напр, Н за соверш Аханом воровство, Нав 7; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Деян 5) Осуществляют Н прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Притч 13:24), а начальствующий вправе применить силу как "Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло" (Рим 13:4) То, наказывает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр, врагов Израиля (Ис 10:5; Иер 25:9; 27:6);
5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (2Цар 12:10) Он ввел в грех жену Урии, и его собств жены были опозорены (2Цар 16:21 и след) Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (Рим 1:24 и след) При телесных повреждениях (Исх 21:23-25) и лжесвидет-ве (Втор 19:18-21) Н преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу Возмещение ущерба относится к Н за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Исх 22:2 и след) В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (Лк 19:8)
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ
У израильтян Н за нек-рые виды преступлений могли служить побои (Втор 25:1-3) От предписанных сорока ударов позднее стали давать "сорок без одного", чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср 2Кор 11:24) В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению (см Темница); такая мера Н не предусматривалась ветхозаветным Законом, однако широко применялась в Египте (см историю Иосифа) К этому добавлялись денежные штрафы (Втор 22:19), возмещение ущерба (Исх 22:4), продажа в рабство (ст 3) и различные телесные наказания (см выше II,5) Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, к-рое происходило за пределами города Его скрупулезно регламентиров проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (Лк 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Втор 17:5-7; 21:21; Ин 8:7) Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Чис 14:10; 1Цар 30:6; 3Цар 12:18; Лк 20:6; Ин 10:31) Кр того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Быт 38:24; Лев 20:14; 21:9), а также казнь мечом (2Цар 1:15; 4Цар 11:20) Обезглавливание, как и распятие на кресте (см Крест, распятие на кресте), стали применяться только в рим период (Деян 12:2) Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Втор 21:22 и след; Нав 8:29; 1Цар 31:10; 2Цар 4:12; 21:6,9; см Повешенный)
НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕ
Н, как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: "обличи ближнего твоего" (Лев 19:17; ср Пс 140:5) Так, пророки обличают народ(Иез 29:21; Ам 5:10), Иоанн Креститель - Ирода (Лк 3:19), разбойник на кресте - своего товарища (Лк 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (2Тим 4:2), так же действует Св Дух в отношении мира (Ин 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ Писания (2Тим 3:16) В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (Мф 18:15 и след) см Вразумление, наказание, вразумлять











Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- по [7] "согласно распространенному заблуждению, наказание является недоразумением. Преступников следует не наказывать, а либо обезвреживать (как психически больных), либо воспитывать и перевоспитывать. Из-за этого предрассудка жестоких убийц и т.п. считают бедными,...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IРебенка и подростка следует вводить в жизнь посредством воспитания (см Воспитание, воспитывать), чтобы впоследствии он смог занять отвед ему Богом место и достичь поставл ему Богом цели Для этого необходимо посредством наставления сообщить ему определ знания Но человеку также...
Психологическая энциклопедия
Наказание, болезненность которого пропорциональна серьезности правонарушения, но не обязательно зависит от природы совершенного проступка. Младшие дети имеют тенденцию предпочитать этот тип наказания эквивалентному наказанию.
Психологическая энциклопедия
1. Любое событие, которое действует противоположно подкреплению, то есть положительное наказание сокращает вероятность реакций, вызвавших его, а отрицательное наказание повышает вероятность реакций, его прекративших. См. отрицательное подкрепление, положительноеподкрепление. 2....
Психологическая энциклопедия
(punishment) Н. является предметом, при обсуждении к-рого психологу столь же трудно удерживаться в рамках нейтральной и объективной терминологии, как и рядовому чел. Еще не так давно телесные Н. вызывали всеобщее одобрение. На Н. опирались как образовательная, так и...
Психологическая энциклопедия
(Punishment). Предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.
Психологическая энциклопедия
Любая реакция, следующая за определенным событием и уменьшающая вероятность возникновения этого события в будущем. К примеру, если ребенка бранят каждый раз, когда он кормит собаку едой со стола, то, в конце концов, он прекратит это делать. может подразумевать запрет на...

Поделиться:

Реклама