Наказание, Наказывать - это...
ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ
Н от Самого Бога или через человека постигает всех людей, к-рые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя виной (см Вина) или см Грехом То, Н обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидет-вуя о святости и праведности Бога В соотв с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил В значит большей степени Н призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению Н должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н ему может стать смерть Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н сможет помочь ему В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге "детоводителем ко Христу" (Гал 3:24)
СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ
1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н (Пс 6:2; 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы Такого рода Н понесли, напр, египтяне (Исх 12:12), Ирод, к-рый был "изъеден червями" (Деян 12:23), Вавилон(Иер 51:54-58);
2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Притч 3:12; Иер 10:24; 1Кор 11:31 и след), к-рыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср Иез 18:23; 2Пет 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Пс 38:11 и след; 72:14,23 и след; Евр 12:5-11; Откр 3:19) Такие Н и испытания верующие должны воспринимать как особое доказат-во милости Божьей (Иов 5:17 и след); это "путь к жизни" (Притч 6:23);
3) Н за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ, а последовавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств вины Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Пс 72 Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия "око за око, зуб за зуб" действует с огра-ничениями; но и само Н может служить прославлению Бога (Иов 2:3; Ин 9:3; ср 11:4) Эта мысль находит свое выражение в наказании, к-рое Раб Божий(Ис 53:5-7) принял на Себя не за собств прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н (см Прощение);
4) кроме Н, являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, к-рые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч правосудие (напр, Н за соверш Аханом воровство, Нав 7; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Деян 5) Осуществляют Н прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Притч 13:24), а начальствующий вправе применить силу как "Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло" (Рим 13:4) То, наказывает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр, врагов Израиля (Ис 10:5; Иер 25:9; 27:6);
5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (2Цар 12:10) Он ввел в грех жену Урии, и его собств жены были опозорены (2Цар 16:21 и след) Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (Рим 1:24 и след) При телесных повреждениях (Исх 21:23-25) и лжесвидет-ве (Втор 19:18-21) Н преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу Возмещение ущерба относится к Н за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Исх 22:2 и след) В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (Лк 19:8)
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ
У израильтян Н за нек-рые виды преступлений могли служить побои (Втор 25:1-3) От предписанных сорока ударов позднее стали давать "сорок без одного", чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср 2Кор 11:24) В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению (см Темница); такая мера Н не предусматривалась ветхозаветным Законом, однако широко применялась в Египте (см историю Иосифа) К этому добавлялись денежные штрафы (Втор 22:19), возмещение ущерба (Исх 22:4), продажа в рабство (ст 3) и различные телесные наказания (см выше II,5) Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, к-рое происходило за пределами города Его скрупулезно регламентиров проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (Лк 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Втор 17:5-7; 21:21; Ин 8:7) Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Чис 14:10; 1Цар 30:6; 3Цар 12:18; Лк 20:6; Ин 10:31) Кр того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Быт 38:24; Лев 20:14; 21:9), а также казнь мечом (2Цар 1:15; 4Цар 11:20) Обезглавливание, как и распятие на кресте (см Крест, распятие на кресте), стали применяться только в рим период (Деян 12:2) Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Втор 21:22 и след; Нав 8:29; 1Цар 31:10; 2Цар 4:12; 21:6,9; см Повешенный)
НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕ
Н, как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: "обличи ближнего твоего" (Лев 19:17; ср Пс 140:5) Так, пророки обличают народ(Иез 29:21; Ам 5:10), Иоанн Креститель - Ирода (Лк 3:19), разбойник на кресте - своего товарища (Лк 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (2Тим 4:2), так же действует Св Дух в отношении мира (Ин 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ Писания (2Тим 3:16) В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (Мф 18:15 и след) см Вразумление, наказание, вразумлять
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: