Нагорная Проповедь - это...

ПОНЯТИЕ
НП называют речь, к-рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф 5-7; Лк 6:20-49) Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, к-рые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса У Луки изложение проповеди значит короче, но, как и у Матфея, оно начинается с заповедей блаженства, а заканчивается притчей о строит-ве дома Отрывки из НП встречаются во многих главах Ев от Луки, в то время как у Матфея ее содержание изложено компактно В то же время нек-рые фрагменты проповеди записаны только в Ев от Матфея Особенно это относится к Мф 5:17-37 и 6:1-8,16-18 Согл Мф 5:1, речь была произнесена Иисусом на горе, а в Лк 6:17 сказано, что Он проповедовал "на ровном месте"
СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (ПО МАТФЕЮ)
1) рассказывая Своим ученикам о Царстве Божием, пришедшем на землю вместе с Ним, Иисус обращается к ним как к праведникам, обретающим блаженство, несмотря на то, что их настоящее и будущееземное существование во многих отношениях позволяет считать их обделенными жизнью (Мф 5:3-12; Лк 6:20-23) Каждая заповедь блаженства имеет при себе обетование, говорящее о награде, назначенной ученикам за их ожидание Божьей помощи в любви и смирении Иисус называет Своих учеников солью земли и светом мира (Мф 5:13-16), те непреходящим началом, придающим жизни смысл К этим основополагающим утверждениям примыкает довольно большой отрывок (ст 17-48), в к-ром Иисус объясняет ученикам ветхозаветный Закон, шестикратно повторяя: "А Я говорю вам" Здесь Иисус показывает нам образец жизни, проникнутой истинным, а не внешним и формальным смирением пред Отцом Здесь проявляется дарованное Иисусу исключит право, пользуясь к-рым, Он по Своему усмотрению углубляет ветхозаветный Закон (напр, ст 21 и след), либо давая его заповедям собств толкование (ст 27 и след), либо полностью отменяя их (ст 33 и след; 38 и след) Но такое властное обращение с некогда непреложным Законом (7:29) не было его нарушением, а являлось его исполнением, потому что цель, к-рой служил Закон, осуществлялась в личности и служении Иисуса (5:17) Поэтому для понимания сути НП необходимо постоянно помнить о личности Проповедника, а не ограничиваться лишь рассмотрением ее этического содержания Целью, на достижение к-рой должна быть направлена жизнь нового народа Божьего, является совершенство (ст 48), но совершенство это достигается не нарушением заповедей Закона, а их исполнением Самим Иисусом (ст 17) Греч слово телейос, перевед здесь как "совершенный", имеет также значение "нераздельный", "целый" (осн знач: "полный") НП является, то, тем действием, тем обращением, с помощью к-рого Господь приобщает Своих учеников к совершенной жизни пред Богом Одноврем с этим она служит последователям Иисуса предупреждением и обетованием;
2) новая жизнь в пришедшем на землю Царстве Божьем не должна быть отрицанием жизни старой, она должна произрасти из семени, заложенного ранее в заповедях и обетованиях ВЗ, исполняющихся теперь силой Св Духа в спасительной миссии Сына Божьего Так, в след отрывке (Мф 6:1-18) говорится о трех ветхозаветных понятиях - "милостыня", "молитва", "пост", к-рые нужны человеку не для того, чтобы казаться праведным, а для того, чтобы быть им Уча Своих учеников молиться (ст 5-8,9-13), Иисус со словами молитвы "Отче наш" преподает им урок веры Те люди, к-рые подобным образом обращают свои молитвы к Богу, перестают тяготиться бременем житейских забот, полностью доверяясь Небесному Отцу Все мысли и стремления нового народа Божьего должны быть направлены на поиск Царства Божиего и правды Его (ст 33) И тогда, как обещал Иисус, им приложится и пища, и одежда, и все необходимое, и их жизнь будет лишена ненужных забот о завтрашнем дне;
3) изменить свое отношение к жизни необходимо не только ученикам, но и каждому человеку Никому не позволено осуждать своего брата (Мф 7:1-5)Человек должен поступать с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они поступали с ним (ст 12) Этого можно добиться, если постоянно помнить о том, что Отец наш на небесах слышит людские молитвы и "дает блага просящим у Него" (ст 7-11) Но приглашение Иисуса "входить тесными вратами" не оставляет сомнения в том, что лишь немногим удастся найти истинный путь, ведущий в жизнь (ст 13 и след) Найти этот путь можно, лишь соблюдая единство слова и дела, веры и поступков, исполняя волю Отца Небесного и избегая пустословия и похвальбы (ст 15-23) Вера, или, как говорил Иисус, благоразумие дается человеку, полностью полагающемуся на Слово Божье; так, в заключительной притче о строит-ве дома благоразумный человек противопоставляется безрассудному (ст 24-27) Жизнь человека, слушающего Слово Божье и поступающего в соответствии с ним, подобна дому, построенному на камне, и поэтому нерушима, в то время как невнимание к Слову Божьему равнозначно строит-ву дома на песке, и человек безрассудный не устоит пред лицом житейских испытаний и пред Божьим судом Слушатели были поражены не только содержанием проповеди, но и той силой, с к-рой было произнесено это откровение о новой жизни: "Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (ст 29)
ЗНАЧЕНИЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
1) существует множество толкований НП, начиная с попытки представить ее в качестве свода правил, регулирующих жизнь общества (напр, у ЛТолстого или у части анабаптистов), и заканчивая использованием ее в средневековом католицизме для разграничения между законами, обязательными для всех христиан (praecepta dei), и "евангельскими советами" (consilia evangelica), следуя к-рым человек получает возможность достичь более высокой степени самосовершенствования В последнем случае НП представляется своего рода учением о добродетели Но НП не является ни разрешительной грамотой для попыток радикальным образом изменить мир к лучшему, напр, путем уничтожения частной собственности, ни главным аргументом в борьбе с заслуживающими критики обществ проявлениями Для Лютера требования, предъявленные в НП, не относятся к какой-то особой, сверхчеловеч этике, а распространяются на всех христиан Живя в этом мире, Христос понимает любовь, к-рая и лежит в основе НП, иначе, чем это сформулировано в антитезах (Мф 5:21-47) Для Лютера христианин - это не только подданный Небесного Царства, но и член светского общества В личной вере христианин может возвыситься над миром (и, напр, отказаться от ответного насилия), но в обществ жизни, когда беда коснулась кого-то другого (напр, члена семьи), христианину необходимо прежде всего защищать людей, порученных его заботам, чтобы тем самым исполнить заповедь Господа НП не дает человеку права бежать от мира, чтобы в небольшой замкнутой общине служить идеалам (как это предлагали во времена Реформации анабаптисты и меннониты), но она не ограничивается и задачей пробудить в человеке осознание собств греховности и желание обрести Божье прощение (как во времена Реформации утверждали правоверные лютеране) В этом случае получается, что Божьи заповеди не имеют силы в других сферах человеч жизни (экономика, политика и тд) И хотя НП нельзя рассматривать в качестве прямой "программы действий" (тк уничтожение любой властной структуры, напр полиции, неизбежно приводит к разгулу насилия, что никак не согласуется с призывом любить ближнего), все же ей присущи нек-рые моменты, побуждающие к переустройству общества, так что претворение проповеди в жизнь последователями Христа не могло не сказаться и на внешних сторонах этой жизни (ср "соль" и "свет": Мф 5:13 и след) Но в любом случае было бы неправильно навязывать другим свое понимание НП Она - ни что иное, как свод основных законов грядущего Царства Христа, к-рое уже сегодня наступило для детей света, а в будущем охватит весь мир;
2) построение НП основано на взаимосвязи требований и обетований, описания существующего порядка вещей и предвещения будущего Речь, произнесенная Христом, обращена к узкому кругу учеников (Мф 5:1), но ей внимал и народ, присутствовавший при этом Из заключительной притчи (Мф 7:23-27) становится ясно: учеником Христа может считаться лишь тот, кто слушает Его слова и исполняет их Человеку, поступающему подобным образом, будут дарованы блаженства, с перечисления к-рых и начинается НП (Мф 5:3 и след) В заповедях блаженства не имеется в виду какая-либо определ группа людей, в них, скорее, говорится о страданиях и преследованиях, выпавших на долю учеников Христа, тогда как обетования призваны явить ученикам будущую жизнь, уже познанную ими в вере, но к-рая откроется для остального мира лишь после Второго пришествия Иисуса Вместе с тем из НП ясно, что Царство Божие, начало к-рому положил Своим пришествием Иисус и свидетелями которого были Его ученики, не есть нечто совершенно новое, а является исполнением и завершением обетований ВЗ Но исполнить эти обетования дано лишь Иисусу, и поэтому каждое слово НП следует рассматривать как произнесенное Сыном Божьим, в Котором все обетования Божьи "да" и "аминь" (2Кор 1:20) И кто верует в Него и живет по закону веры, тот, ведомый Св Духом, достигнет совершенства Осуществление на практике принципов, изложенных в НП, Писание называет не делами людей, а плодами Духа (Гал 5:22) То, НП - это призыв к жизни со Христом и в полном подчинении воле Божьей, прозвучавший в Израиле и разнесшийся повсюду, где проповедуется Евангелие Это - проповедь грядущего спасения, глубокого смирения и твердой веры в Отца Небесного








Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — проповедь Иисуса Христа о "блаженствах", в которой выражена сущность новозаветного закона в отличие от ветхозаветного. Н. П. была произнесена на горе, которую исследователи отождествляют с горой Курн-Хаттин (на полдороге между Фавором и Капернаумом, в двух...
Философский словарь
- моральное наставление, с к-рым, согласно двум евангелиям - от Матфея (гл. 5-7) и от Луки (гл. 6), - Христос обратился к народу. Н. п. начинается с заповедей, определяющих образ идеального в христ. понимании человека через перечисление нравств. (благих) качеств: блаженны «нищие...

Поделиться:

Реклама