Нагорная проповедь - это...

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — проповедь Иисуса Христа о "блаженствах", в которой выражена сущность новозаветного закона в отличие от ветхозаветного. Н. П. была произнесена на горе, которую исследователи отождествляют с горой Курн-Хаттин (на полдороге между Фавором и Капернаумом, в двух часах пути от Галилейского озера), вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Евангелиях от Матфея, гл. 5—7, и Луки, гл. 6:17—49.

Согласно изложению А. П. Лопухина, Н. П. начинается прямо с определения тех, кто мог сделаться членами новозаветного общества. В Ветхом Завете принадлежность к избранному обществу обусловливалась внешними свойствами и признаками людей — их происхождением от Авраама и обрезанием; в Новом Завете, напротив, все зависит от внутренних достоинств человека, и это внутреннее достоинство определяется "блаженствами", т. е. качествами душевного настроения. Господствующая черта блаженств — полнейшее духовное смирение и самоуничижение в противоположность эгоизму и самовозношению древности. Эту противоположность Христос прояснил, далее, целым рядом сопоставлений новозаветного закона с ветхозаветным — особенно в том виде, в каком его толковали книжники и фарисеи. Так, например, заповедь "не убий" истолковывалась в ее буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет свое действие даже на внезапный и напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды с ее гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния усматривается даже во взгляде на женщину "с вожделением". Вопреки древнему закону "око за око" как крайнему выражению эгоизма проповедуется правило "не противься злому" и как высшее выражение любви заповедуется "любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящих нас, молиться за обижающих и гонящих нас". Люди враждуют между собой вследствие забвения великой истины, что все они — "сыны одного Отца Небесного"; когда эта истина войдет в общее сознание, люди перестанут разделять себя на ближних и врагов и все человечество станет единым нераздельным братством. В грехопадении человек потерял значительную часть своего богоподобия и сделался рабом тления; теперь ему дается новая сила восстановить потерянное богоподобие. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". После изложения общих начал Христос преподал несколько частных правил, вытекающих из них. "Народ дивился учению Его, замечает евангелист: ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи".


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- моральное наставление, с к-рым, согласно двум евангелиям - от Матфея (гл. 5-7) и от Луки (гл. 6), - Христос обратился к народу. Н. п. начинается с заповедей, определяющих образ идеального в христ. понимании человека через перечисление нравств. (благих) качеств: блаженны «нищие...
Библейская энциклопедия Брокгауза
ПОНЯТИЕНП называют речь, к-рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф 5-7; Лк 6:20-49) Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, к-рые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса У Луки изложение проповеди...

Поделиться:

Реклама