Мень - это...
МЕНЬ Александр Владимирович (издания советского периода выходили под псевдонимом Эммануил Светлов) (1935-1990) - российский богослов, историк Получил высшее светское образование Закончил Московскую Духовную Академию С 1960 - священник Русской Православной Церкви Убит неизвестным 9091990 Талантливый комментатор Библии, историк религии, популяризатор христианства (его православной версии) На религиозные темы начал писать с 14 лет Наиболее известные работы: "Сын человеческий", "История религии" (в 7 тт), "Таинство, слово, образ", "Как читать Библию"; ряд статей в богословских трудах и церковных журналах России, Болгарии, Франции, Германии Отдельными изданиями выходили устные выступления (проповеди, лекции, диспуты) Из богословского наследия М наиболее фундаментальной является его концепция религиозной истории человечества и связанная с ней гносеология (богопознание) и понимание религии Человек, по М, познает мир четырьмя способами (формами разума, духа): через ощущения, чувства (эмпирический аспект гносеологии); отвлеченной мыслью, которая строит мир идеальных структур и объектов посредством логического и математического абстрагирования (абстрактный аспект); через интуиции, догадки, самопознания, которые дают глубинное и полное восприятие реальности (интуитивный аспект, который превышает, но не исключает двух первых): через интуицию человек чувствует "сопричастие пульсу мирового бытия", переживает присутствие Сверхъестественного, Высшего Синтез этих трех способов познания порождает четвертый - высший интегральный тип познания, которому подвластно проникнуть в сферу парадоксального и антиномичного Солидаризируясь с Плотином, М считает, что "духовное познание есть плод живой интуиции", с переживания которой начинается религиозная история человечества, история богопознания, которая проходит ряд этапов Первый этап: догадка о Высшем (через интуицию) и магизм как способ контакта с Ним Для этого этапа характерно, что культ (жертвоприношение, прежде всего) осуществляется как механическое средство задобрить, склонить божество на свою сторону, боги нуждаются в физических жертвах, требуют их Второй этап (условно можно назвать дохристианским-постма-гическим) характерен осознанием абсурдности механической природы магических действий Начинается поиск духовного божества, которое требует не физической жертвы, а очищения сердца и души, любви и нравственности Культ, в этом случае, суть лишь внешний символ такого духовного служения Второй этап - этап беспрерывных и разнообразных го-пыток богопознания: многобожие, мироотрицающая мистика, философские логические системы, богоотрицаюший материализм и тп; персоналии этого периода весьма известны (Будда, Конфуций, Платон, Заратустра, Демокрит, Эпикур и др) Третий этап - этап Богочеловека, христианского откровения Христос утвердил бескровную жертву и постановил религиозный долг не как обрядность, а как духовность (справедливость, милосердие и веру) Культ сохраняется не как самодостаточное действо, а как форма (образ) сакраментального ядра (веры) "В христианстве завершился длительный всемирно-исторический процесс религиозных исканий человечества", - считает М Общая логика всех этих этапов заключается в том, что Бог открывается человеку "постепенно, в соответствии с уровнем человеческого сознания", "в строгом соответствии с готовностью человека к мистической Встрече" Тобр, приход Христа не есть односторонний волюнтаристский акт Бога, а является свидетельством духовной зрелости (эволюционизма) самого человека: человек идет к Богу, Бог - к человеку (здесь явно просматриваются фило-софско-диалогические мотивы) Религиозное вызревание, возрастание человека - это история многообразия путей богопознания, многообразия форм религий и верований, уровней богопознания Едино в этом многообразии переживание человека и природа (интуитивная) этого переживания "Религия, - определяет М, - есть преломление Бытия в сознании людей Религия видит в его основе сокровенную Божественную сущность и осознает себя как ответ на проявление этой Сущности"; "Религия - это связь человека с самим Источником бытия, которая делает его жизнь полной смысла,, определяет его нравственный облик" Религия, по М, - неотъемлемая часть культуры и ее почва, детонатор Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться без роковых последствий М считал христианство "динамической силой, всеобъемлющей все стороны жизни", но выступал против придания православию статуса государственной религии, ибо христианство не может санкционировать какой-либо политический режим как специфически христианский Основная черта любой политической системы, по М, - целесообразность и гуманность Гуманизм - достоинство личности, ценность жизни и творчества, свобода - оправдан тем, что человек - творение Божие, его подобие и образ По вопросу отношения "наука - религия" М был уверен, что научное исследование Библии и церковной истории - важное средство для уяснения смысла Откровения
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: