Мень - это...
МЕНЬ Александр Владимирович (1935—1990) — российский богослов. Получил высшее светское образование. Закончил Московскую духовную академию. С 1960 — священник Русской Православной Церкви. Убит неизвестным.
М. известен как историк религии, проповедник и комментатор Библии. Как проповедника М. отличало умение доходчиво толковать сложные вопросы культа и веры. На религиозные темы начал писать рано. Наиболее известные работы: "Сын человеческий" (первый вариант этой работы М. написал в 14 лет), "История религии" (в семи томах), "Таинство, слово, образ", "Как читать Библию"; ряд статей в "Богословских трудах" и церковных журналах России, Болгарии, Франции, Германии. Отдельными изданиями выходили устные выступления (проповеди, лекции, диспуты).
Из богословского наследия М. центральной является его концепция религиозной истории человечества и связанная с ней гносеология (богопознание) и понимание религии, наиболее полно выраженные в его фундаментальном труде "История религии". По мнению М., человек познает мир через ощущения, отвлеченную мысль и интуицию, синтез которых порождает высший тип познания, которому подвластно проникнуть в сферу парадоксального и антиномичного. Солидаризируясь с Плотином, М. считает, что "духовное познание есть плод живой интуиции", с переживания которой начинается религиозная история человечества, история богопознания, которая проходит ряд этапов: магический, этап поиска "духовного" божества, которое требует нефизической жертвы и этап Богочеловека (христианского откровения). Таким образом, Бог "открывается человеку постепенно, в соответствии с уровнем человеческого сознания". История богопознания суть история человеческой духовности.
М. определяет религию как "преломление Бытия в сознании людей", которые пытаются постичь Божественную сущность (замысел) этого самого Бытия; "религия — это связь человека с самим Источником бытия...". "Религия включает в себя формы, в которые облекается вера (догматы) — молитвословия, обряды, каноны…", которые "служат средством богообщения и средствами единения верующих". "Религии в мире есть часть культуры. Они вырастают вместе с порывом человеческого духа к вечности, к непреходящим ценностям".
Христианство, считал М., является "динамической силой, всеобъемлющей все стороны жизни...". Христианство через "утверждение, охват и полноту" содержит практически все идеи многих религиозных и философских систем (буддизма, ислама, брахманизма, индуизма, конфуцианства, пантеизма), но не является попыткой их синтеза, а выступает как новый (последний) этап богопознания; его сущность — встреча с "человеческим ликом Бесконечного" (встреча с Богом-Личностью).
М. считает, что "история христианства только начинается"; "мы еще неандертальцы духа и нравственности" и две тысячи лет христианства — "это наполовину неумелые и неудачные попытки реализовать его".
Разделение христианских Церквей — "общий грех и нарушение воли Христовой" — должно быть преодолено в будущем в духе братской любви. Причины расхождения в 11 в. западных и восточных христиан, полагает М., являются "преимущественно культурно-политическими" и в принципе преодолимы в рамках богословского диалога.
М. выступал против придания православию статуса государственной религии; христианство не может санкционировать какой-либо политический режим как специфически христианский. Основная черта любой политической системы — целесообразность и гуманность. Гуманизм — достоинство личности, ценность жизни и творчества, свобода — оправдан тем, что человек — творение Божье, его подобие и образ.
По вопросу отношения "наука — религия" М. был уверен, что научное исследование Библии и церковной истории — важное средство для уяснения смысла Откровения. "Познание мира, изучение природы есть один из способов познания мудрости Творца".
Русским православным духовенством богословская и общественная деятельность М. оценивается неоднозначно.
Основной критике подвергаются следующие положения: возможность снятия принципиального разногласия в символах веры католиков и православных (догмат о нисхождении Св. Духа); признание ценности нехристианского религиозного опыта, что влечет признание необходимости экуменического диалога с нехристианскими религиями и грозит догматической "нечистотой" Христианской Церкви; также М. обвиняют в терпимом отношении к оккультизму (поводом к этому послужила лекция М. "О духовном целительстве").
Д. К. Безнюк
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: