Мечеть Сулейманийе в Стамбуле - это...

Подобно тому как в древности семь городов оспаривали право именоваться родиной великого Гомера, так и в разных местностях Малой Азии и Балкан существует множество претендентов на право называться родиной великого турецкого зодчего Ходжи Мимара Синана (1489—1578).

Турки говорят, что Синан — сын христианского мастера из города Кайсери. Еще в детстве он был отнят у родителей и обращен в янычары. Болгары убеждены, что Синан родился в родопском селе Широка Лыка и по национальности болгарин. Но, как бы то ни было, творчество Синана, как и творчество других великих мастеров, принадлежит всему человечеству.

Известно, что Синан действительно в юности служил в янычарском корпусе, который набирался из детей христиан. Их насильно отбирали у родителей, обращали в ислам и растили верными слугами султана. Янычары составляли отборную султанскую гвардию, что, впрочем, не мешало им, подобно преторианцам в Древнем Риме, время от времени устраивать перевороты и свергать неугодных султанов, сажая на трон выходцев из своей среды.

Синан получил инженерное образование и некоторое время состоял в войске султана в качестве военного инженера. За свою долгую жизнь (он прожил более 90 лет) великий архитектор построил более ста больших и малых мечетей (в том числе мечеть Джума Джами в Крыму, в Евпатории), нескольких десятков духовных училищ (медресе), более тридцати дворцов. По его проектам возводились бани (хаммам), мавзолеи (тюрбе), больницы, караван-сараи, акведуки и мосты. Но лучшим творением Синана стала всемирно известная мечеть султана Сулеймана (Сулейманийе) в Стамбуле. Она была построена в 1555— 1566 годах в качестве личной мечети султана Сулеймана I Великолепного. Занимая вершину холма, господствующего над Золотым Рогом, эта мечеть по справедливости считается лучшим украшением города.

Подобно другим великим творениям Средневековья мечеть Сулейманийе имеет свою легендарную историю. Вот что рассказывает по этому поводу известный турецкий историк и географ XVII века Эвлия Челеби.

Султан Сулейман хотел, чтобы новая мечеть стала чем-то вроде памятника его великолепному царствованию. Его очень раздражало, что строительство затянулось, и он не раз давал Синану понять, что тот может кончить свои дни так же, как зодчий Аяз, который был казнен султаном Мехмедом II за слишком медленную работу над одним из строившихся по его указу зданий. Наступил момент, когда Сулейман вообще решил прекратить строительство. Но тут произошло неожиданное событие: иранский шах Тахмасп прислал Сулейману богатые подарки, в том числе ларец с драгоценными камнями. «Я слышал, что тебе не хватает сил завершить мечеть, и поэтому ты решил ее больше не строить, — писал шах. — Основываясь на нашей дружбе, я посылаю тебе эти дары и камни. Употреби их, как тебе захочется, но постарайся все же закончить начатое, а я таким образом внесу свою долю в твое благочестивое дело».

Сулейман расценил письмо как откровенную насмешку и пришел в бешенство. Он приказал раздать дары шаха стамбульским уличным торговцам, а ларец с драгоценностями вручил Синану, сказав: «Эти сверкающие камни, которые будто бы считаются дорогими, не имеют никакой цены рядом с простыми камнями моей мечети... Возьми их, смешай с остальными и употреби в строительстве». Синану ничего не оставалось, как выполнить приказ разгневанного владыки. Дары Тахмаспа украсили грани и розетки одного из сооружавшихся минаретов, который позже получил название «Драгоценный»...

Вероятно, рассказ Эвлии Челеби — всего лишь легенда, однако достоверно известно, что на строительство мечети Сулейманийе были истрачены колоссальные суммы, которые позволяют применять эпитет «драгоценный» не к одному только минарету, а ко всему сооружению. Однако подлинная художественная ценность творения Синана столь велика, что ее невозможно исчислить никакими деньгами. Мечеть Сулейманийе восхищает своей монументальностью, выдающимся мастерством планировки и внутренней отделкой.

Изучив архитектурные особенности византийского собора Святой Софии, где круглый купол венчает прямоугольное пространство, Синан нашел возможность совместить их с мусульманской архитектурной традицией. По размерам мечеть Сулейманийе приближается к своей знаменитой предшественнице: высота купола — 53 м, диаметр — 26,5 м. В плане это прямоугольник размером 69 x 63 м. Высота здания от пола до вершины купола — 71 м.

Во внешнем дворе мечети (его длина составляет 190 м, а ширина — 130 м) растут гигантские вековые платаны и кипарисы. По углам двора возвышаются четыре минарета. Это особенность мечети Сулейманийе: она стала первой стамбульской мечетью с четырьмя минаретами. По преданию, они возведены в знак того, что Сулейман был четвертым султаном после завоевания турками Константинополя. Десять балконов на минаретах символизируют другое число: Сулейман был десятым султаном с момента образования Османской империи.

Во внутренний двор ведут трое больших деревянных дверей, покрытых резьбой с перламутровыми вставками. Внутренний двор мечети, выложенный мраморными плитами, окружает галерея с 24 колоннами и стрельчатыми арками из белого и розового мрамора. Две колонны, обрамляющие вход в мечеть, высечены из красного порфира, десять колонн — из белого мрамора, а остальные двенадцать — из розового гранита. Все колонны увенчаны изящными капителями из резного мрамора. В центре двора расположен фонтан для омовений.

Внутреннее пространство мечети поражает своими размерами. Стены украшены орнаментом и изречениями из Корана. В окнах горят цветные витражи. Мраморный михраб обрамляют большие майоликовые розетки с белой арабской вязью на синем фоне. Минбар — кафедра для проповедника — так же как и михраб, изготовлен из резного мрамора и напоминает скорее искусно сплетенные кружева, чем холодный камень. Надписи из Корана на стенах мечети выполнены каллиграфом Хасаном из Карахисара, а витражи изготовлены мастером Ибрагимом, по прозвищу Серхош («Пьяница»).

«Выдающееся мастерство Синана блестяще проявилось во внутренней планировке и убранстве Сулейманийе, — пишет Ю. Миллер в книге "Искусство Турции". — Первое, что охватывало входившего внутрь, — это чувство беспредельного пространства. Пройдя высокие сводчатые боковые галереи, он оказывается в молитвенном зале с уходящей ввысь перспективой купола, поддерживаемого четырьмя гигантскими арками. Колонны высечены из ценных пород камня и покрыты причудливой резьбой, купола и своды расписаны сложнейшими узорами из цветов, листьев, стеблей, переплетающихся с арабской вязью. Четко рисуются дуги больших и малых арок, выложенных по старой ближневосточной традиции белым и цветным камнем».

Купол мечети покоится на четырех квадратных массивных столбах, между которыми установлены четыре гранитные колонны, увенчанные белыми мраморными капителями. Высота колонн — около 29 м, диаметр у основания — 4 м.

В саду за мечетью располагается кладбище, где находится мавзолей султана Сулеймана I Великолепного, также построенный по проекту Синана. Мавзолей окружает крытая галерея с 29 тонкими изящными колоннами. Купол опирается на восемь мраморных и порфировых колонн и расписан узорами, сплетающимися в сплошную изящную сетку.

На этом же кладбище погребены султаны Сулейман II и Ахмед II, а также легендарная Роксолана — жена Сулеймана I. Взятая в плен во время одного из набегов крымских татар, то ли украинка, то ли полька (некоторые источники называют ее настоящее имя — Анастасия Лисовская), эта женщина сыграла важную роль в истории Османской империи. Страстно влюбленный в нее султан, повинуясь ее желанию, приказал умертвить своего любимого сына Мустафу. В результате трон после него занял сын Роксоланы — Селим II Пьяница.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
В Юго-Восточной Анатолии, в 50 км от города Адыяман, на высоте 2150 м над уровнем моря, располагается национальный парк Немрут-даг — «гора Немрут». Его название связывают с легендарным охотником Нимрудом (Нимродом, Нимвродом, Немрутом) — правнуком Ноя, упоминающимся в Библии....
Величайшие храмы мира
Каппадокия — древнее название горного района в Центральной Турции, в долине реки Кызыл-Ирмак, ограниченного с запада озером Туз, а с юга на северо-восток — горными хребтами Тавр и Теджер. Во II тысячелетии до н.э. территория Каппадокии входила в состав Хеттского царства. В III—...
Величайшие храмы мира
Храм Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам русского ученого Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие...

Поделиться:

Реклама