"материализм И Эмпирио Критицизм - это...
. Критические заметки об одной реакционной философии» - осн. филос. труд В. И. Ленина. Издан в 1909, когда в России после поражения революции 1905 наступил период реакции. Он породил кризис либерализма и мелкобурж. демократизма. Усилиями их идеологов в об-ве активно стимулировался интерес к религии и мистицизму, различным формамидеализма. Кризис затронул и социал-демократию, что нашло выражение, по словам Ленина, «в ма-хистском поветрии среди марксистов» (т. 20, с. 88). Рус. махисты (Богданов, Луначарский, Базаров и др.) пытались ревизовать филос. основы марксизма, говорили об устарелости материализма, утверждали, что потребностям науки более всего отвечает эмпириокритицизм. В своей книге Ленин дал анализ реакц. класс.-теоретич. природы махизма (включая эмпириомонизм и эмпириосимволизм), неокантианства и др. течений идеализма, доказал несостоятельность бурж. и ревизионист, критики диалектико-материалистич. миросозерцания. Ленин обосновал и развил мн. положения марксист. философии, прежде всего гносеологии, теории отражения. В «М. и э.» раскрыта сущность революции в естествознании, дано филос. обобщение его достижений, обрисован кризис, к-рый переживала физика в нач. 20 в., показаны пути его преодоления. Несмотря на цензурные ограничения, в книге критикуются религ. взгляды, выявлена тесная связь идеализма с фидеизмом, махизма (в части., эмпириомонизма) — с богостроительством. Ленин отверг утверждения рус. махистов о «религ. атеизме», о практической ценности обожествления «высших человеческих потенций» и т. д., подчеркнув несовместимость веры и знания, науки и религии. Труд Ленина «М. и э.» играет огромную роль в совр. идеологич. борьбе, является важнейшим источником формирования коммунистич. мировоззрения.
Поделиться: