Любовь, Любить - это...
I
В греч тексте НЗ понятие "любовь" передано двумя словами: филиа и агапэ (слово эрос, обозначающее физич влечение между мужчиной и женщиной, в НЗ не встречается):
1) глагол филео ("любить") и производное от него сущ филеа ("любовь") означают сердечную привязанность, чувство нежности и тп (Лк 7:38,45; 15:20; 22:47; Деян 20:37) Эти слова употребляются, когда речь идет о Л Бога Отца к Иисусу (Ин 5:20), а также - о Л между родителями и детьми (Мф 10:37) В Ин 21:15,16,17 слово филеа подразумевает Л Петра к Господу, но здесь оно противопоставлено слову агапао (первые части ст 15,16);
2) малоупотребит в мирском языке сущ агапэ и глагол агапао обозначают в НЗ истинную Л в широком смысле этого слова: Л Бога к людям (Ин 3:16) и проистекающую из нее Л людей друг к другу (Мф 22:39), а также Л к врагам (Мф 5:44), Л мужчины к женщине (Еф 5:25,28,33), но вместе с тем и эгоистич Л, способную направить человека на неверный путь(Лк 11:43; 2Тим 4:10; 2Пет 2:15; 1Ин 2:15);
3) в Септуагинте представлены все оттенки значения слов филиа и агапэ При переводе на совр языки бывает трудно передать эти оттенки (ср Ос 3:1) В евр тексте ВЗ для выражения таких понятий, как "любовь", "жалость", "сочувствие", "благоволение", "страсть" и др (тесно связанных с понятием "любовь"), используются восемь евр слов Большая часть этих слов обозначает как Божью Л, так и человеч, в тч и Л между мужчиной и женщиной
II:
1) в ВЗ прежде всего говорится о человеч Л:
а) о Л мужчины и женщины, напр Иакова и Рахили (Быт 29:20);
б) о мужской дружбе, напр Давида и Ионафана (1Цар 18:3; 2Цар 1:26);
в) о родительской Л (Притч 13:24; ср Евр 12:5-11);
г)заповедь Л к ближнему в первую очередь определяет взаимоотношения между израильтянами (Лев 19:18), но распространяется и на пришельцев (см Пришелец) (ст 34), и даже на врага (см Вражда, враг) (Притч 25:21 и след);
2) ВЗ многократно говорит и о Л человека к Богу Взгляд человека, в первую очередь, должен быть обращен к Богу: "И люби Господа, Бога твоего" (Втор 6:5) Из этой заповеди вырастает Л к Богу, подобная той, что, согл Писанию, была у Соломона (3Цар 3:3) Такая Л находит свое выражение в радостном душевном излиянии: "Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!" (Пс 17:2) Эта Л относится также к "обители дома Божия" (Пс 25:8) и к Закону Божьему (Пс 118:97,113 и др), поэтому часто встречаются выражения: "любящие Бога и соблюдающие (сохраняющие) заповеди Его" (Исх 20:6; Втор 5:10; 7:9; Неем 1:5), "любить Господа и служить Ему" (Втор 10:12; 11:13; Ис 56:6), "любить Бога и ходить путями Его" (Втор 11:22; 19:9; Нав 22:5), "любящие Господа, ненавидьте зло!" (Пс 96:10);
3) человеч Л, в том числе и Л к Богу, берет свое начало в Божьей Л к нам Он избрал народ Израиля не потому, что это был выдающийся народ, а потому, что любил его (Втор 7:6-8; Ос 11:1) Л постоянно выступает как основной движущий мотив Божьих деяний (Ос 3:1; 11:7-9): "Я возлюбил вас, говорит Господь" (Мал 1:2) Любящий Бог творит милость тем, кто Его любит (Втор 5:10), Он дарует им великий мир (Пс 118:165) и хранит их (Пс 144:20) Л Бога порождает в человеке Л к другому человеку, к ближнему и пришельцу (Лев 19:18,34);
4) человеч Л может оказаться суетной, если ее объектом явл материальные ценности (Еккл 5:9) или, что еще хуже, зло (Мих 3:2) Такая Л подлежит Божьему суду, к-рый, однако, есть не что иное, как проявление Божьей Л Господь лишь на малое время оставил народ Израиля, но затем Он вновь обратится к нему и помилует его вечной милостью (Ис 54:5-8) Бог через Иеремию возвещает Своему народу, терпящему бедствие: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благо-воление" (Иер 31:3) В НЗ Божья Л торжествует над человеч неверностью благодаря спасит подвигу Иисуса Христа
III
О Божьей Л к людям и о Л, вызываемой Богом в людях, в НЗ говорится гораздо чаще, чем в ВЗ:
1) центр здесь является перенесенная из ВЗ заповедь Л к Богу и Л к ближнему (Мф 22:36-39) "На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (ст 40), те в них полностью выражена воля Божья в отношении людей;
2) вся человеч Л основана на искупит и спасит действии Божьей Л в Иисусе Христе (Ин 3:16) Л Бога к отчужденному от Него, погрязшему в грехе человечеству потребовала жертвы - смерти Его Сына, к-рая принесла спасение человечеству и даровала ему новую жизнь Следовательно:
а) движущей силой этой Л является воля Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим 2:4);
б) благодаря Л Отца к Сыну (Мк 12:6; Ин 15:9) Иисусу было поручено дело спасения (Ин 3:35);
в) Божья Л к людям проявляется в том, что Иисус сердечно, с Л относится к ним: Он любит богатого юношу (Мк 10:21), Лазаря (Ин 11:3,36) и его сестер (ст 5), грешников (Мф 9:9 и след; Лк 15:2) и "Своих, сущих в мире" (Ин 13:1);
г) Своим самопожертвованием Иисус доказал Свою Л к грешным людям Он возлюбил каждого человека задолго до того, как человек смог осознать это (Рим 5:6-8,10; Гал 2:20);
д) цель исполненного Л служения Иисуса - искупление человечества от рабства зла (Мк 10:45) В Нем действует Л Божья, к-рая стремится примирить нас с Богом и привести к новой жизни (Рим 5:8-11; Еф 2:4-6);
е) каждый человек должен возлюбить Иисуса Если мы любим Его, то Бог Отец любит нас (Ин 16:27);
3) возвещаемая в НЗ Благая Весть всегда направлена на то, чтобы мы постигли Божью Л во Христе, оставались верны ей и то преображались под ее воздействием:
а) об этом свидетвует притча о грешнице (Лк 7:36-50) Очевидно, перед описанным событием Иисус проповедовал в местной синагоге о том, что Бог приемлет грешников Кто осознает глубину собственных прегрешений и силу Л Божьей, тот способен "много возлюбить" (ст 47) Но человек, изначально мнящий себя праведником, как в данном случае хозяин дома, не может познать Л Господа и поэтому не проникается Л к ближнему Преображающее воздействие Л Божьей показано на примере Закхея (Лк 19:8) и Петра(Лк 5:8)ПутьПетра, отрекшегося от Иисуса, но вернувшегося к Нему и принятого Им (Лк 22:31 и след; Ин 21:15 и след), позволяет познать Л Бога, Который "верен" даже тогда, когда мы неверны Ему (2Тим 2:13): Он всегда готов проявить Свою всепрощающую любовь и доброту;
б) верующим надлежит постоянно пребывать в Л к Богу и ближним (Ин 15:9 и след): от этого зависит наше познание Христа (2Пет 1:7 и след; 1Ин 4:7 и след) Не любящий брата своего "не есть от Бога" (1Ин 3:10), а любящий "перешел из смерти в жизнь" (ст 14) "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1Ин 4:20 и след);
в) вероятно, исходя из этого, следует понимать и Откр 2:4, где превознесенный Господь сообщает ангелу Эфесской церкви: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою" Л Бога предшествует Л человеч: Он прежде возлюбил людей (1Ин 4:19) и разбудил в них истинную Л;
4) Л Христова, проистекающая от Отца, "объемлет" (см 2Кор 5:14) см Учеников и последователей Христа так, что они всё более руководствуются ею и становятся свидетелями своего Господа:
а) благодаря Христовой Л ученики стали "друзьями" Иисуса (греч филой (Ин 15:9-15), "любимые", "доверенные"); Он открыл им Божийпуть и Божью волю, поэтому они совершенно осознанно могли исполнять Его заповеди;
б) в своем служении ученики Христа руковод-ствуются Л (2Кор 5:14-21), к-рая делает совершенными все дары Духа: прорицание, познание, веру и добрые дела (1Кор 13:1-3) Эта Л долготерпит, милосердствует; она не знает зависти, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей корысти, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; она "все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (ст 4-7) Она ведет учеников за Учителем, заставляя их порой жертвовать своими жизнями по примеру их Господа (Мф 20:23; Мк 10:39; Ин 21:18 и след; Еф 5:2; 1Ин 3:16) Примечат, что самые глубокие высказывания о Л мы находим именно у Иоанна, "ученика, которого любил Иисус" (Ин 13:23 и проч);
в) Л, к-рая заповедана Церкви Самим Иисусом (Ин 13:34 и след), становится отличит признаком учеников Христа (Деян 2:47; 5:13) Служение друг другу должно совершаться в Л (Мк 10:43 и след), и эта Л должна постоянно возрастать (Флп 1:9; 2Фес 1:3) К этой мысли апостолы вновь и вновь возвращаются в своих посланиях (Флп 2:2; Кол 3:14; 1Пет 1:22; 2:17; 4:8; 1Ин 4:7; Евр 10:24; 13:1) Иная мотивация отношений в Церкви ведет к заблуждению (см 1Кор 8:1; Гал 5:13) Не следует, однако, забывать, что Л не должна означать терпимости к греху и злу внутри Церкви (Мф 18:17; Ин 2:15; 1Кор 5:11,13);
г) благодаря христ Л происходит и внутр обновление всего обществ устройства: изменяются отношения между мужем и женой (Еф 5:21-33; Кол 3:18 и след; 1Пет 3:1,7; см Тело, IV), отношения между родителями и детьми (Еф 6:1-4; Кол 3:20 и след), отношения между господами и рабами и тд (Еф 6:5-9; Кол 3:22 - 4:1; 1Пет 2:18-21) (см Послание к Филимону);
д) выражение глубочайшей связи с Господом - это исполнение заповедей о Л к Богу и своему брату; любящий пребывает в Л Божьей По Л к Нему Бог узнаёт христианина (1Кор 8:3); тем, кто любит Бога, "все содействует ко благу" (Рим 8:28)Вера христианина "действует любовью" (Гал 5:6); верующий осознает свое страдание как знак того, что он пребывает в руке возлюбившего его Бога (Евр 12:6 и след; Откр 3:19)Сила Л превосходит даже силу смерти, ибо Л "никогда не перестает" (1Кор 13:8-13) Л является частью грядущего мира, нового мироздания, и благодаря ей мы можем уже здесь и сейчас стать его частью;
5) однако наряду со спасит Л Божьей и Л к Богу существует и губительная Л, уводящая от Бога Так, люди выявили склонность любить тьму даже тогда, когда им был явлен см Свет, спасит Божье деяние в Иисусе (Ин 3:19) Возлюбив человеч славу более, чем славу Божью, высокопостав евреи, даже уверовав в своем сердце, отказывались исповедовать Иисуса (Ин 12:42,43) Так, сотрудник Павла Димас, прельстившись миром, оставил Павла, а вместе с ним и Господа (2Тим 4:10) Поскольку человеч сердце склонно к губительной Л, то Иисус и апостолы призывают сделать решит выбор: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Ин 2:15) Если сердце любит богатство, то оно уже не способно полюбить Бога (Мф 6:24) Привязанность человека к семье не должна отдалять его от Бога, Иисуса следует возлюбить более, чем все сущее в мире (Мф 10:37; Лк 14:26) Свящ Писание, приводя слова Христа: "Сберегающий душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее", учит любить Его больше собств жизни (Мф 10:39; 16:25; Ин 12:25)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: