Личность - это...

Один из классических "заголовков главы" в психологии. То есть термин настолько сложный для определения и имеющий настолько широкую область употребления, что мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответственности за определения, если они и представлены в тексте. Чтобы не повторять здесь безрассудство нескольких десятков неблагоразумных авторов (Г.В. Ол-лпорту, начиная с 1927 г., удалось собрать около 50 различных определений из литературы, и только небесам известно, сколько их можно найти сегодня), мы будем характеризовать этот термин не дефиниционно, а скорее в соответствие с его ролью в теории личности. Этот подход кажется лучшим, так как значение этого термина для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории. Самой простой процедурой будет представление нескольких из наиболее влиятельных общих направлений и описание того, как каждое из них характеризует этот термин. Теории типов. Самая старая из них – теорияГиппократа, который вы двинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангви ническом, меланхолическом и флегматическом. Здесь использовалось поло жение, как и во всех последующих теориях типов, что каждый индивид пред ставляет собой определенный баланс этих основных элементов. Наиболее полной типологической теорией была теория В.Г. Шелдона, который утверж дал (но неубедительно), что типы тела тесно связаны с развитием личности. См. конституциональная теория для обсуждения. Подход Карла Юнга, хотя и принадлежит на самом деле к психоаналитическим теориям (см. ниже), иногда классифицируется как теория типов из-за его акцента на классификации индивидов по типам, например интроверт-экстраверт. Теории черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личностьчеловека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т.д. Ранние теории чертпредставляли собой немногим более, чем списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Более современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Возможно, наиболее влиятельной теорией здесь является теория Р.Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают "реальные структурные влияния, определяющие личность". Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения. Обратите внимание, что подходы с точки зрения типов и черт дополняют друг друга и, действительно, можно утверждать, что это две стороны одной монеты. Теории типов, прежде всего, имеют дело с тем, что является общим для индивидов, теории черт сосредоточиваются на том, что их различает. Однако они, конечно, приводят к очень разному пониманию базового термина личность. 3. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза и другие. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них всех характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с имплицитным предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, так что ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов. Синоним – характер (2). Бихевиоризм. Основой этого направления было распространениетеории научения на исследование личности. Хотя нет какой-либо влиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений? Не удивительно, что ученые, упоминаемые ниже, на которых в той или иной степени оказал влияние бихевиоризм, в поисках ответа на эти вопросы не видят самой личности, и в некоторой степени они ставят под вопрос необходимость термина личность. Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было вос принято как доминированиепсихоанализа и бихевиоризма в психологии. Та кие мыслители, как Маслоу, Роджерс, Мэй и Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективныйпсихическийопыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации (2). Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий Тем не менее он остается важным подходом к изучению личности идеал начало движению человеческого потенциала. Теории социального научения. Многие теоретические рассуждения с этой точки зрения происходят от проблемы соотношения воздействия окружающей среды с воздействиями свойств, данных от природы. Однако понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социальном контексте. Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких как роли), по существу, составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции – стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении на учения как механизма, который может дать теоретически удовлетворитель ное описание последовательного поведения в социальных контекстах. Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Действительно, само понятие черты личности, с этой точки зрения, является ничем иным, как психической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, и существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству. Интеракционизм. Эта позиция эклектична. Она допускает, что определенная доля истины имеется во всех вышеуказанных, более узко направленных теориях, и в ней утверждается, что личность возникает из взаимодействий определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Вовсе не очевидно то, что, согласно этой точке зрения, личность существует как отдельная "вещь". Скорее, это становится своего рода офщим термином для обозначения сложных паттернов взаимодействия. Интересно заметить, что вышеупомянутые теоретические подходы рассматриваться как представляющие два различных обобщения относительно самого термина личность, так как позиции 1-3 представляют обоснованный теоретический конструкт, гипотетическую, внутреннюю "сущность" с причинной ролью в поведении и, с теоретической точки зрения, с подлинной объяснительной силой. Позиции 4-8 рассматриваются как вторичный фактор, выведенный на основе постоянства поведения, – в то время как другие операции и процессы играют важную причинную роль в определении поведения – и, следовательно, как понятие, оно не подкреплено сильными аргументами. Кроме приведенных выше, конечно, существуют и другие теоретические подходы, которые, каждый в свою очередь, были в центре внимания науки (например, см. экзистенциализм, теория поля). Но упомянутых теорий должно быть достаточно, чтобы дать представление о различии значений, которые может выражать термин личность. Этот термин также встречается в многообразных составных формах, наиболее часто используемые из них приводятся ниже.


Определения, значения слова в других словарях:

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. - Ильин В.А.
Личность — сам индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения. Историки...
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности- 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В категориальной системе психологии Л. имеет характер...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. Устойчивая система социально-значимых черт, отличающих данного человека от другого. 3. В православии – ипостась, бескачественное понятие, не относящееся к природе (сущности). Личность не есть индивидуальность...
Философский словарь
Бытовая фикция, условная модель интегрированных потенций псевдообъективного человека. В представлениях о Л. проявляется желание иметь контрпсихейную проясненность, оструктуренность заведомо неструктурного, опрагматизированность невписываемого в прагматику. Таким образом,...
Философский словарь
- центральная категория социокультурных исследований, социальной науки, в противоречивом единстве с обществом составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в соотношении амбивалентности. Л. - субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений,...
Философский словарь
одна из фундаментальных проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить целью общественного развития – благо общества как целого, интересы нации, класса, государства или благо...
Философский словарь
- самообнаружение себя в моменте тождества своей сущности (открытой в интуиции изначального самоопределения воли как самоочевидность независимая от момента времени) и своих энергийных воплощениях в инобытии.
Философский словарь
(лат. persona - маска, роль актера) - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.),...
Философский словарь
(лат. persona, фр. personne) - нечто бесконечно ценное, сверхприродное, уникально-неповторимое в каждом из нас, творчески-активное и свободное в каждом человеке. открыта ко всем другим личностям и выходит за рамки себя в бытие (а религиозно - к Высшему бытию). - некто, а не...
Философский словарь
- индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т. д. В Л. снимается противоположность внешней и внутренней жизни индивидуального человека; собственно, процесс...

Поделиться:

Реклама