Крест - это...
КРЕСТ — 1. Комбинация из двух пересекающихся прямых линий, священный символ распятия и страдания, огня и света, почитаемый рядом религий. К. символизирует единство жизни и смерти, а также изображает человека как устремленного от низшего к высшему.
2. В христианском нравственном богословии — символ, означающий, согласно Н. И. Барсову, совокупность жизненных лишений, страданий, тяжелых обязанностей, мучительной борьбы нравственного долга с искушениями греха и т. д. — всего, что христианин обязан выносить мужественно и благодушно, не нарушая требований религии и внушений чистой совести. Ко всему этому применяются слова Иисуса Христа: "Кто не берет креста своего... тот недостоин Меня" (Матф 10:38). Особенность первых по времени распятий, как отмечал Барсов, состоит в том, что на них Иисус Христос изображается большей частью с открытыми глазами, с лицом спокойным и величественным. На Востоке Распятый изображается всегда с небольшой темной бородой, с длинными волосами; на Западе до готического периода — большей частью без бороды, позже с бородой; в западных изображениях иногда на голове Его корона, в восточных (с 11 в.) — голова окружена нимбом. Начиная с сирийского Евангелия 586 и в течение всех Средних веков, Распятый изображается обыкновенно в длинной одежде с рукавами или в античной тупике, иногда — в пурпуровой мантии, покрывающей все тело, редко — в препоясании по чреслам; последний способ изображения становится преобладающим с эпохи Возрождения. Во многих распятиях вместо подножия под ногами Распятого находятся разные символы, например: чаша, в которую падают капли крови, Адам, встающий из земли, из-под креста, человеческий череп (т. е. голава Адамова), голова с яблоком во рту или с обвивающимся вокруг нее змием. Тернового венца нет ни на одном распятии ранее 13 в. Дощечки с написанием вины в древнейших распятиях вовсе нет. Начиная с 5 в. распятие изображается с полной или неполной обстановкой его, о которой говорится в Евангелии; при Распятом изображаются: 1) Богоматерь и Иоанн Богослов, часто также Мария Магдалина, Саломия, Мария, мать Иакова, Иосиф Аримафейский; 2) распятые разбойники — покаявшийся по левую сторону (от зрителя) и непокаявшийся (с бородой, со свирепым видом) — по правую; 3) воины — подавший Иисусу Христу уксус и прободающий его, сотник, группа воинов, бросающих жребий об одежде Иисуса Христа; 4) померкшие светила небесные, то в виде своих астрономических изображений, то в аллегорическом виде (юноши с факелом и т. п.); 5) Церковь и Синагога в образах женщин, с атрибутами, указывающими на торжество первой и падение второй; 6) Жизнь и Смерть в образах женщин, с соответственными эмблемами; 7) скорбящие ангелы, парящие в воздухе над Распятым; 8) ангелы и дьяволы; первые стремятся к покаявшемуся разбойнику, вторые — к непокаявшемуся; 9) Голгофа — в виде скалы или простого возвышения; внутри нее с 9 в. изображается череп (Адамова голова), иногда с двумя накрест лежащими под ним костями; 10) иудеи и эллины, изумленные явлениями природы, бывшими в момент смерти Иисуса Христа; 11) восстание мертвых в Иерусалиме в тот же момент; 12) город Иерусалим. С 12 в. К. нередко на Западе имел вид сделанного не из брусьев, а из дерева в его натуральном виде, с ветвями; в 13—14 вв. распятие иногда изображалось в виде "древа жизни", с усвоенными ему иконописными атрибутами; в том и другом случае по сторонам Распятого в ветвях помещались пророки со свитками, а в корне дерева — Моисей. Вопрос о форме К. имеет важное практическое значение для Русской Церкви. В то время как на Западе у католиков и христиан других вероисповеданий практикуется почти повсеместно К. четырехконечный (лишь в 13—15 вв. был также в большом и нередко преимущественном употреблении, особенно при папском и епископском богослужении, К. восьмиконечный), многомиллионная масса русских старообрядцев признает единственно правильным восьмиконечное изображение К., отвергая как ересь К. четырехконечный ("латынский крыж") и всякий другой. Археологически мотивированная полемика старообрядцев против Православной Церкви, допускающей одинаково восьмиконечную, шестиконечную и четырехконечную формы К. (лишь в "чине освящения нового дома", печатаемом в одной из богослужебных книг, вменяется в обязанность изображать на стенах дома К. восьмиконечный, с надписями и с изображениями копья и трости), была изложена главным образом в символической книге старообрядцев "Поморские ответы", а опровержение старообрядческого мнения представляет весьма обширную литературу, начиная с "Жезла правления" Симеона Полоцкого (1666).
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: