Конфуций - это...

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551—479 до н. э.) — обожествляемый основатель конфуцианства (см. Конфуцианство) — одной из мировых религий. У К., также как и у Будды Шакиа-Муни и у Магомета, канонизированная биография как таковая отсутствует. Предки К. в течение 300 лет правили или принадлежали к высшей знати царства Сун в Древнем Китае. Один из предков К. — Чжен Каофу — редактировал раздел "Гимны дома Шан" из канона "Ши Цзин". Отец К. — Шу Лянхе — служил в небольшом царстве Лу небогатым управляющим административной единицей без права передачи ее по наследству. К. родился 27 августа лунного календаря в пещере глинистого холма, обладавшим, по местным верованиям, магической силой. К. при рождении был назван Чжун Ни Цю (Чжун — второй сын, Ни — глина, Цю — холм). Позднее пещеру стали называть Фу Цзы Тун ("Пещера Наставника") и Кун Лин Тун ("Пещера, в которой обитает дух холма"). В Китае же К. известен под своей родовой фамилией как Кун Цю. Учитель говорил: "В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презренными делами" (заниматься домашним хозяйством и др.). В два года, оставшись без отца, К. с детства отличался чувством любви к родителям, острым восприятием несправедливости, детальными познаниями церемоний погребения. По китайским меркам, Цю был очень высоким (его рост составлял около 191 см), обладал незаурядной физической силой и хорошим здоровьем. К. усиленно занимался самообразованием с целью сделать служебную карьеру (а в 6—5 вв до н. э. образованным в Китае считался только тот, кто в совершенстве владел "Шестью искусствами Лю И": выполнение ритуалов, понимание музыки, чтение, счет, управление колесницей, стрельба из лука). Молодой К. всегда старался получить исчерпывающий ответ на свои вопросы, интересуясь в основном государственным строительством Лу и досконально изучая правила поведения "Ли". В 533 до н. э. К. берет жену в семье Ци из царства Сун. Через год после этого у К. рождается сын Бо Юй. Так как К. мог вести деловые книги, то он поступает управляющим в дом аристократического рода Цзи — одного из наиболее представительных в Лу. Самопериодизация жизни у К. такова: "В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 я обрел самостоятельность. В 40 я освободился от сомнений. В 50 я познал Волю Неба. В 60 научился отличать правду от неправды. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала". Около 521 до н. э. К. имел серьезный духовный фундамент, который позволил ему приступить к работе над "Книгой перемен" (И Цзин), "Книгой стихов" (Ши Цзин), "Книгой истории" (Шу Цзин), "Книгой о ритуалах" (Ли цзи), "Книгой о музыке" (Юе цзи), а также книгой "Весна и осень" (Чунь Цу), которые в эпоху Хань (2 в. до н. э. — 3 в. н. э.) стали канонической основой всей традиционной культуры Китая. К этому же периоду относится становление философско-этического базиса Учения К.: 1) "Жень" (человеколюбие) и "Ли" (правила этикета) (Ли трактовалось как наивысшее проявление Жень); 2) "Быть преданным и честным сановником, почитать правителей"; 3) "Следовать Срединному Пути" ("Чжун Юн"); 4) "Все дела должны решаться только на основе принципа справедливости"; 5) "Будь непреклонно верен нашему Учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его"; 6) представления о Воле Неба: истинно-стабильное правление может вести только Сын Неба, а если все исходит не от него, то власть теряется на нескольких поколений. К. открывает свою частную школу, где проповедует выстроенную им модель человеческих взаимоотношений как образец для модели управления обществом на различных уровнях и государством в целом. Его ученик Цзы Лу пробыл с ним до ухода К. из жизни и, как отмечено в трактатах, "торжественно похоронил Учителя с соблюдением всех этических норм". В 517 до н. э., после народных волнений в Лу, К. эмигрировал в процветавшее тогда соседнее царство Ци. В тот период на него оказал сильное влияние Янь Ин, 1-й советник правителя Ци. В управлении государством Янь Ин проводил принцип "Хе" (гармония, борьба противоположностей: "Правила надо создавать через достижение единства через разногласия"). Янь Ин, по свидетельству К., обладал такими качествами, как "самостоятельность, добропорядочность, скромность, простота, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека". Позднее К. перенес многие качества Янь Ина на образ Совершенномудрого ("Цзынь-цзы"). В 501 К. приступил к преподаванию и редактированию китайских литературных памятников, т. к. "слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная с дафу и ниже, стали допускать нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому К. отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении "Ши Цзин", "Шу Цзин", а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал его поучениям". Учение К. распространилось настолько, что знание его работ должен показать каждый абитуриент на госэкзаменах. В конце 501 до н. э. правитель Лу назначил К. управляющим уездом Чжунду. Карьера К. длилась всего с 501 по 497 до н. э. и стала как бы неотъемлемой частью самого Учения. В хрониках писали: "Прошел год, с тех пор как Дин-гун назначил К. управляющим Чжунду, и с четырех сторон все стали подражать ему". Для изменения налоговой системы по принципу "И" (справедливости) К. все земли подразделял на заболоченные, равнинные, холмистые и горные. При назначении людей на работы К. учитывал их физические состояние; при этом улучшился моральный климат: "в народе изчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам". В 499 до н. э. К. был назначен верховным прокурором и главным советником правителя царства Лу. На этом посту он пробыл 3 года. "...За это время он проявил себя как большой политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья...". Не всегда К. следовал своему принципу "За доброту — добро, за зло — справедливость": иногда он был чрезмерно жесток. Но и его друзья, и враги называли К. "мужем без пороков". Ему пришлось покинуть свой пост в 497 до н. э., в расцвет успешной карьеры из-за того, что правитель царства Лу поступил вразрез с основными ритуально-этическими нормами. Место захоронения останков Учителя у реки Сышуй остается священным местом паломничества в Китае в течение 2000 лет.

С. В. Силков


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(Кун-цзы, Кун-чжун-ни; 551-479 до н. э.) - др.-кит. философ и педагог, основоположник конфуцианства. В своем учении К. почти не затрагивал вопросов космогонии и сравнительно мало внимания уделял таким понятиям, как духи и загробная жизнь, хотя и считал небо высш. духовной...
Новейший философский словарь
КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до нэ) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий Учение К было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой...

Поделиться:

Реклама