Клятва - это...

I ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В Синод пер два евр слова переданы словом "клятва":
1) сущ шевуа ("клятва") имеет тот же корень, что и числит шева ("семь") Этимологич связь этих двух слов невозможно установить (ср Быт 21:22-32 - Беэршева, Синод пер - Вирсавия = "колодец семи" или "колодец клятвы");
2) сущ ала, в отличие от шевуа, переводится не только как "клятва", но и как "проклятие", "заклинание" В значении "проклятие" это слово употреблено в Лев 5:1; Чис 5:23; 1Цар 14:24 и др Как "клятва" оно переведено в Быт 26:28: "поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз", - а также в 2Цар 21:7 О К "поступать по закону Божию" идет речь и в Неем 10:29
II ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит ВЗ знает различные формы К:
1) К, скреплявшая союз (см Союз, завет) или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств закланием животных и рассечением их туш (Быт 15:10; 21:28-31; Иер 34:18 и след);
2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Быт 14:22; Втор 32:40; Дан 12:7; Откр 10:5), поэтому словосочетание "поднять руку" в нек-рых случаях означает "поклясться" (Исх 6:8; Чис 14:30);
3) иногда приносящий К должен был положить руку "под стегно" (бедро) того, кому он клялся (Быт 24:2,9; 47:29) Это могло означать:
а) связь с обрядом обрезания;
б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К;
4) в более поздние времена К стали приносить перед жертвенником (3Цар 8:31)
III ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ
1) К облекалась в различные формулы: "Бог да судит между нами" (Быт 31:53); "да живет душа твоя" (1Цар 1:26; 17:55; 2Цар 14:19); "клянусь жизнью (указывается, чьей жизнью)" (Быт 14:15; 2Цар 11:11); "жив Господь" (1Цар 14:39; 19:6; 2Цар 15:21; 3Цар 18:10); "жив Господь и жива душа твоя" (1Цар 20:3); клятва "небом", "землею", "храмом", "Иерусалимом" (Мф 5:34 и след; 23:16 и след) К, не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно" (Исх 20:7);
2) святость К была нерушима Ложная К, называемая в Библии "ложным свидетельством", каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Исх 20:16; Лев 19:12; Втор 19:16-19; Пс 14:4; Иер 5:2; 7:9; Иез 16:59; Ос 10:4; Зах 8:17)
IV КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
К придавалось важное значение в обществ и полит жизни, особенно в судебных разбират-вах К в суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на к-рое присягающий должен был ответить "аминь" (ср Чис 5:22; Втор 27:15 и след; Мф 26:63 и след) К в суде могла быть либо К свидетеля, либо К очищения:
1) свидетель должен был произнести К до допроса Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию; Притч 29:24: "Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие (произносимое судьей заклятие), но не объявляет о том (всей правды)" Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Лев 5:1,5 и след);
2) К очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исх 22:7 и след,10 и след; Лев 6:1 и след; 3Цар 8:31 и след) Если такая К была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидет-вать о ложности этой клятвы Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности
V ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙ
Третья заповедь запрещает опрометчивые К и ложные свидет-ва Поскольку К была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Иер 5:7; 12:16; Соф 1:5) Израильтяне легко прибегали к К, чтобы придать своим утверждениям дополнит вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Мф 5:34) Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К не нужна То, запрет, наложенный Иисусом, касается не К как таковой, а такого обращения с истиной, к-рое вызывает необходимость К След, запрет Иисуса не касается К такого рода, к-рые требует гос-во Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным "аминь" ("истинно, истинно") - Ин 1:51; 5:19,24 и след; 10:1,7; 12:24; 14:12; 21:18) Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Рим 1:9; 2Кор 1:23; 11:31; Флп 1:8; 1Фес 2:5,10) О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К, основанная лишь на вере человека в собств силы, убедительно свидет-вует примерПетра(Мф 26:72,74)
VI КЛЯТВА БОЖЬЯ
По свидетву Библии, Бог сопровождает К великие обетования Своим избранникам (Быт 22:16; Пс 88:4 и след; 109:4; 131:11; Евр 6:13 и след,17; 7:21), а также предвозвещения Суда (Втор 1:34 и след; 1Цар 3:14; Пс 94:11; Ам 4:2) Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой






















Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Клятва — торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор. VI, 13), и она...

Поделиться:

Реклама