Клятва - это...

Клятва — торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор. VI, 13), и она выражалась в различных формах. Так напр. выражения: Господь между мною и тобою (Быт. XVI, 5) пусть будет Судьей; жив Господь! (II Цар. ХII, 5); пусть то и сделает мне Господь (Руф. I, 17); свидетель мне Бог (Рим. I, 9). В клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (V, 34). А Я говорю вам, говорит Господь: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий ... и пр. Далее мы читаем в Свящ. Писании о том, что евреи клялись иногда жизнью царя (Быт. ХLII, 16), жизнью какого-либо частного лица (I Цар. I, 26), полевым скотом (Пес. Пес. II, 7), храмом, алтарем, жертвами (Мф. ХХIII, 16-22). Клятвы вообще произносились: а) поднявши руку вверх Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, сказал Авраам царю Содомскому (Быт. XIV, 22). Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в кн. Втор. (XXXII, 40) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век! или б) обратившись лицом к жертвеннику (III Цар. VIII, 31), или наконец в) положивши руку под стегно (Быт. XXIV, 2). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенной. Клятвы произносились при следующих случаях:а) когда заключался завет или договор между людьми (Быт. XIV, 22, Деян. ХХIII, 21);б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (I Цар. XIV, 24-28, III Цар. XVIII, 10);в) иногда при произнесении обета (Чис. XХХ, 2);г) при раскрытии какого-либо преступления (Чис. V, 21). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: заклинаю тебя Богом живым (Мф. XXVI, 63), и заклинаемый отвечал на это: аминь, или: ты говоришь. В Послании к Евреям (VI, 16-18) ап. Павел говорит следующее: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр. Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением — отнюдь не изменять ей. Клятвы у евреев считались греховными, когда напр. произносились в пустых случаях и напрасно (Исх. XX, 7), когда клялись истуканами и идолами и друг. В более чистые времена иудейской истории у евреев всякая клятва считалась священной (Нав. IX, 20), но в позднейшие времена иудейские раввины уже учили, что если в какой-либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мф. V, 33-37, Иак. V, 12). Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого (Мф. V, 37). Следуя этому учению ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвой то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия Брокгауза
I ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯВ Синод пер два евр слова переданы словом "клятва": 1) сущ шевуа ("клятва") имеет тот же корень, что и числит шева ("семь") Этимологич связь этих двух слов невозможно установить (ср Быт 21:22-32 - Беэршева, Синод пер - Вирсавия = "колодец семи" или "колодец...

Поделиться:

Реклама