Христианство - это...
ХРИСТИАНСТВО(греч christos - помазанник, мессия, спаситель) - 1) Вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекссодержание как Ветхого, так и Нового Заветов, обеспечивая единство Библии как общего для всех христиан источника Впервые термин "X" как обозначение веры последователей Христа - христиан - возник, согласно кн Деяний, в Анти-охии Сирийской ок 42 Первоначально последователи Иисуса не называли себя христианами и свою сообщность - X, - это имя атрибутировалось в презрительном смысле Церкви и ее членам язычниками, однако впоследствии, связавшись в семантике X с искупительной жертвой Иисуса, оно конституировалось в контексте христианской церкви как самоназвание X представляет собою наиболее последовательное и полное воплощение теизма, основываясь на Тринитарном догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемогущего Бога как трансцендентного миру Абсолюта, единого в трех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого (см ТРОИЦА) Бог личен, в силу чего проявляет в общении с миром и человеком совокупность онтологических и нравственных свойств, главное из которых - любовь Подобие этих свойств составляет Образ Божий в человеке, что делает последнего причастным Божественного естества, обладателем бесценного дара личностного бытия В первоначальной гармонии материального и духовного начал в человеке X полагалось единство Бога и мира, которое было разрушено в акте грехопадения (запечатленного в феномене первородного греха) и восстановлено учением, страданием, крестной смертью и воскресением Иисуса Христа Христоцентризм акцентирует в X феномен искупительной жертвы Христа как вектор выходящего за пределы оценочной этики милосердия и спасения ("обожения") человечества, несмотря на его греховность (распятие как эмоционально-содержательное ядро христианской символики) В соответствии с этим нравственная максима достойного "несения своего креста" апплицируется в X на парадигмы человеческого поведения (семантическая фигура мученика, аксиоло-гически значимый статус страдания ("сердца болезнующего") и аскезы в христианской этике), что задает глубокий психологизм X: диалогизм со-бытия человека с Богом, максимально реализующийся в феномене откровения; ориентация на рефлексивные формы сознания (например, культивация осознания собственной греховности - начиная с "Исповеди" Августина); остро личное эмоциональное переживание любви к Богу; парадигма не чувственного и не бесчувственного, но сочувственного отношения к миру (начиная с Максима Исповедника) и тп (ср с соответствующими нравствеными программами стоицизма, стоицизма, основанными на постулате бесстрастной атараксии) Перенесение хронологических акцентов из настоящего (античные философия истории, гедонистическая этика и др) в будущее (идея второго пришествия и царствия Божьего на земле) задает в X парадигму дистанцирования от социального контекста как волощения несправедливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Поcл/ к евр, 13, 13-14) В этой связи аксиологическую значимость обретает в X феномен сознательной самоизоляции, выпадение из связей "града земного" (отшельничество, монашество, добровольное нищенство в западноевропейских "братствах" типа францисканских общин и среди православных юродивых и др) В этом контексте ориентации на нездешнее ("быть в мире, но не от мира сего") новую артикуляцию и семантическую наполненность в X обретают процедуры обрядности, что проявляется, прежде всего, в феномене "таинства" как акта реального открывания себя сакральной сферой в сфере повседневности (ср с традиционной дохристианской функцией культа как регулятора бытия именно в сфере повседневности): крещение как изгла-живание наследственной греховности; причащение как интимное соединение с Иисусом посредством вкушения хлеба и вина, претворенных в "Плоть и Кровь Христову" (признаются всеми конфессиями X); миропомазание как передача Даров Святого Духа; священство как введение в право совершения таинств в качестве пастыря; бракосочетание как соучастие в браке Христа с Церковью; исповедь как покаяние перед Богом и соборование как испрашивание исцеления души и тела (принимаются православием и католицизмом, но не во всем объеме практикуются в протестантизме) Эволюция X, сохраняя исходный канон вероучения, демонстрирует в настоящее время тенденции обновления (протестантский модернизм, феномен аджорнаменто в католицизме и др) 2) Одна из мировых религий, объединяющая многочисленные конфессионально дифференцированные направления (православие, католицизм, протестантизм в различных его версиях, многообразные течения (толки), группы и секты) X возникло в 1 в в восточных провинциях Римской империи Благодаря универсализму нравственных принципов X и, в первую очередь, провозглашаемому кодексу ценностей, основанному на презумпциях равенства, милосердия и любви, идее Спасения, избавления, получило широкое распространение В 311 X обретает легальный статус, в 324 - становится государственной религией, унифицируется Символ Веры В 1054 в результате разногласий между Восточной и Западной христианскими Церквами по проблеме филиокве происходит раскол единой христианской Церкви на православие и католицизм В контексте культурного движения Реформации осуществляется дистанцирование от католицизма такой конфессии X, как протестантизм (1526) В настоящее время X конфессионально объединяет более 1 млрд 800 млн человек (по данным 1993); в развитии X наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, проявляющаяся в экуменистическом движении и деятельности созданного в 1948 Всемирного Совета Церквей; христианская Церковь выступает значимой социальной силой современности 3) Тип культуры, первоначально сформировавшийся в Европе в пределах Римской империи и сменивший затем - в целом - в контексте западной традиции разнообразные культуры античности (язычество) В эпоху великих географических открытий в результате миссионерской деятельности различных конфессий X переносится как в Северную, так и в Южную Америки, Австралию, а также ряд областей Африки и Азии, где приобретает свои специфические особенности (феномен вернокулярности) Христианские основания данного типа культуры задали глубинный дуализм ее базовых мировоззренческих оснований (равно восходящих к античному рационализму и ближневосточному иррационализму) и оказали фундаментальное (как аксиологическое, так и содержательное) детерминирующее влияние на развиваемые в контексте этой культуры: мораль (практически все кодексы которой генетически восходят к библейскому декалогу); философию (от универсальной идеи трансцендентализма и до предельно конкретной специфики артикуляции схоластикой онтологической и гносеологической проблематики); искусства (включая и тематику, и образный строй); доминирующие системы ценностей (переосмысление таких фундаментальных для человеческого бытия универсалий, как добро, справедливость, свобода, любовь и счастье) и культурные идеалы, а также осознание этой культурой себя как векторно ориентированнной в будущее (см СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ, НАДЕЖДА) Ядром X как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной автономии в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, рефлексивную самооценку и индивидуальную ответственность за судьбы мира (см также: ТЕИЗМ, ВЕРА, БОГ, ИИСУС ХРИСТОС, ТРОИЦА, ФИЛИОКВЕ, СИМВОЛ ВЕРЫ, БИБЛИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ, КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ, МИСТИКА, ОТКРОВЕНИЕ, ПАТРИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ, ТЕОЛОГИЯ, АПО-ФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, ЭКЗЕГЕТИКА, АПОЛОГЕТИКА, ПЕРСОНАЛИЗМ, СХОЛАСТИКА, ТОМИЗМ, НЕОГОМИЗМ, АДЖОРНАМЕНТО, ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА, ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ, ТЕОДИЦЕЯ, ТЕУРГИЯ, АПОКАЛИПСИС, ПИЕТИЗМ, КВИЕТИЗМ, ИСИХАЗМ, ХИЛИАЗМ, ЭСХАТОЛОГИЯ, ЕРЕСИ и др)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: