Христианство - это...
ХРИСТИАНСТВО (греч. "помазанник") — 1) вероучение, фундированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый комплекс содержание Ветхого Завета и Нового Завета, обусловливая единство Библии как общего для всех приверженцев Х. источника веры.
Впервые термин "Х." как обозначение веры последователей Христа — христиан — был употреблен, согласно кн. Деяний (Деян), в Антиохии Сирийской ок. 42. Первоначально последователи Иисуса не называли себя христианами и духовную основу своего сообщества — "Х.". Данные словоформы в презрительном смысле использовались язычниками для характеристики Церкви и ее членов. Впоследствии же, поскольку Х. оказалось фундировано искупительной жертвой Иисуса Христа, термин "Х." конституировался в контексте эволюции Христианской Церкви в статусе самоназвания.
Х. возникло в Иудее в 1 в. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе Мессии. Характерной особенностью средиземноморского региона в это время было развитие и широкое распространение эллинизма. На возникновение Х. также повлияли три философские школы — стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.
Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В этот время и до 3 в. в империи распространен и чрезвычайно популярен культ Митры и герметизм. В 4 в., после смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору (см. Понтий Пилат). Х. первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов. Во второй половине 1 в. и в первой половине 2 в. Х. представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине 2 в. христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.
Одним из важных элементов перехода Х. на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом во 2 в. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение Х. и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что Х. этого периода представляло из себя не единую Церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу 2 в. церковный историк конца 4 в. Филастрий определяет числом 156.
Во второй половине 3 в. шел процесс дальнейшей централизации Церкви, и к началу 4 в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.
В ходе превращения Х. в государственную религию Римской империи укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат.
Х. очень быстро распространилось среди различных этнических и социальных групп Римской империи. Этому способствовали христианский космополитизм и универсализм нравственных принципов, нивелирующие классовые и национальные различия. На формирование идеологии Х. оказали влияние восточные культы, иудейские мессианские секты и греческая философия.
Бог, согласно догматам Х., существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы Церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом. Мифология Х. основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо.
В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.
Х. (в меньшей степени это касается протестантства) характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи Х. должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон Х. — "каждому воздастся по его вере".
В первоначальном Х. отсутствовали появившиеся позднее представления о Троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении. Христианская догматика формировалась несколько столетий. Сформированный Никейским и Константинопольским Вселенскими Соборами Символ веры неоднократно дополнялся и исправлялся.
Во все периоды формирования христианской идеологии как между отдельными христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велись ожесточенные споры по различным вопросам понимания догматов.
В ходе формирования Х. оно распалось на три основные ветви: католичество, православие, протестантство, в каждой из которых началось формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии.
Согласно Х., Бог личностен, в силу чего проявляет в общении с миром людей и иных живых существ совокупность определенных нравственных свойств, главное из которых — любовь. Система таковых свойств образует богоподобие человека, что делает последнего причастным Божественного естества, обладателем бесценного дара личностного бытия. В первоначальной гармонии материального и духовного начал в человеке, с точки зрения Х., полагается единство Бога и мира, которое было разрушено в акте грехопадения (см.; см. также Грех, Грех первородный) и восстановлено учением, страданием, крестной смертью и воскресением Иисуса Христа.
Христоцентризм акцентирует в Х. феномен искупительной жертвы Христа как установку выходящего за пределы оценочной этики милосердия и спасения ("обожения") человечества, несмотря на его греховность. В соответствии с этим нравственная максима достойного "несения своего креста" накладывается в Х. на нормы человеческого поведения: фигура мученика, особо значимый статус страдания ("сердца болезнующего") и аскетизма в христианской этике, что задает глубокий психологизм Х.: диалогизм со-бытия человека с Богом, максимально реализующийся в феномене откровения; ориентация на рефлексивные формы сознания (напр., культивация осознания собственной греховности — начиная с "Исповеди" Августина — см.); остро личное эмоциональное переживание любви к Богу; парадигма не чувственного и не бесчувственного, но сочувственного отношения к миру и т. п.
Перенесение хронологических акцентов из настоящего в будущее (идея второго пришествия Христа и царствия Божьего на земле) задает в Х. парадигму дистанцирования от социального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Евр 13: 13—14). В этой связи особую значимость обретает в Х. феномен сознательной самоизоляции, выпадение из связей "града земного": отшельничество, монашество, добровольное нищенство в западноевропейских "братствах" типа францисканских общин и среди православных юродивых и др.
В этом контексте ориентации на нездешнее ("быть в мире, но не от мира сего") важное место в Х. обретают процедуры обрядности. Это проявляется, прежде всего, в феномене "таинства" как акта реального открывания себя сакральной сферой в сфере повседневности: крещение как изглаживание наследственной греховности; причащение как интимное соединение с Иисусом посредством вкушения хлеба и вина, претворенных в "Плоть и Кровь Христову" (признаются всеми конфессиями Х.); миропомазание как передача Даров Святого Духа; священство как введение в право совершения таинств в качестве пастыря; бракосочетание как соучастие в браке Христа с Церковью; исповедь как покаяние перед Богом и соборование как испрашивание исцеления души и тела (принимаются православием и католичеством, но не во всем объеме практикуются в протестантстве).
Эволюция Х., сохраняя исходный канон вероучения, демонстрирует в настоящее время тенденции обновления (протестантский модернизм, феномен аджорнаменто в католичестве и др.).
2) Одна из мировых религий, объединяющая многочисленные конфессионально дифференцированные направления (православие, католичество, протестантство в различных его версиях, многообразные течения (толки), группы и секты). Благодаря универсализму нравственных принципов Х. и, в первую очередь, провозглашаемому кодексу ценностей, основанному на презумпциях равенства, милосердия и любви, идее Спасения, избавления, получило широкое распространение. В 311 Х. обретает легальный статус, в 324 — становится государственной религией, унифицируется Символ веры. В 1054 в результате разногласий между Восточной и Западной Христианскими Церквами по проблеме филиокве происходит раскол единой Христианской Церкви на православие и католичество. В контексте культурного движения Реформации осуществляется дистанцирование от католичества такой конфессии Х., как протестантство (1526).
В настоящее время Х. конфессионально объединяет более 1 млрд. 800 млн. человек (по данным 1993); в развитии Х. наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, проявляющаяся в экуменистическом движении и деятельности созданного в 1948 Всемирного Совета Церквей; Христианская Церковь выступает значимой социальной силой современности.
3) Тип культуры, первоначально сформировавшийся в Европе в пределах Римской империи и сменивший затем — в контексте западной традиции — разнообразные культуры античности (язычество). В эпоху великих географических открытий в результате миссионерской деятельности различных конфессий Х. переносится как в Северную, так и в Южную Америки, Австралию, а также ряд областей Африки и Азии, где приобретает свои специфические особенности. Христианские основания данного типа культуры задали глубинный дуализм ее базовых мировоззренческих оснований и оказали фундаментальное влияние на развиваемые в контексте этой культуры: мораль, философию, искусство, доминирующие системы ценностей (добро, справедливость, свобода, любовь и счастье) и культурные идеалы.
Ядром Х. как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной автономии в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, рефлексивную самооценку и индивидуальную ответственность за судьбы мира.
В настоящее время в Х. происходят сложные и зачастую противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдается социальная и политическая дифференциация различных конфессий. С другой стороны, в Х. появились серьезные экуменические настроения и движения.
До 5 в. распространение Х. происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния — Армении, Эфиопии, Сирии. Начиная с 7 в. Х. сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток. Во второй половине 1 тысячелетия Х. распространилось среди германских и славянских народов.
В 1054 произошел раскол единой Христианской Церкви на католичество и Восточную Церковь, которая, в свою очередь, раздробилась на множество Церквей.
В 13—14 вв. Х. распространяется среди прибалтийских народов. К 14 ст. Х. практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
На начало 21 в. число приверженцев Х. во всем мире превышает 1,6 млрд. чел., из них: католики — 1100 млн., протестанты — 400 млн., приверженцы Восточных Церквей — 150 млн.
См. также Православие, Католичество, Протестантство, Теизм, Вера, Бог, Иисус Христос, Троица, Филиокве, Символ веры, Библия, Евангелия, Ветхий Завет, Новый Завет, Послания, Авраам, Мистика, Откровение, Патристика, Апофатическая теология, Катафатическая теология, Томизм, Неотомизм, Аджорнаменто, Теодицея, Квиетизм, Исихазм, Ересь, Отцы Церкви, Альберт Великий, Андрей Первозванный, Антитринитаризм, Антихрист, Апокалипсис, Апостол, Ариане, Аутодафе, Беда Достопочтенный, Богоматерь, Бог Отец, Бог Сын, Василий Великий, Ватикан, Вино, Вселенская Церковь, Вселенские Соборы, Всемирный Совет Церквей, Гарнак, Георгий Победоносец, Голгофа, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Двенадцать Апостолов, Дева Мария, Дух Божий, Дух Святой, Духовенство, Иоанн Апостол, Иоанн Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Евангелист, Искупление, Константин I Великий, Священное Писание, Священное Предание, Христианская глобалистика и др.
о. Сергий Лепин
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: