Ирония - это...

- тонкая, часто скрытая насмешка, особый троп, употребление слова в смысле обратном буквальному, насмешка в форме нарочитого восхваления, положительной характеристики (от греч. eir?neеia - "притворство"). Напр., "откуда, умная, бредешь ты, голова" (обращение к ослу в басне И. Крылова), "гражданин о двух Отечествах" (А. Пушкин о Ф. Булгарине), "на сцену вышел человек, веселый как дитя" (появление конферансье в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Намного реже применяется такой прием, как АСТЕИЗМ (см.).И. может выражаться формально - особой интонацией в звучащей речи, инверсией, кавычками на письме ("наш "герой" опять вчера двойку получил"). Но очень часто И. формальных выражений не имеет, а зависит от контекста, фоновых знаний собеседников и т. п.Существуют и стереотипные, клишированные конструкции, использующиеся только для выражения иронического содержания: "Да уж, удружил", "ну и дела", "этого нам только и не хватало", см. АНТИФРАЗИС."ИСПЫТАННОЕ СЛОВО" (АНГЛ. EXPERIENTIAL WORD) - слово, которое означает предмет, известный говорящему по собственному опыту, в отличие от слов, называющих предмет (вещь, явление, процесс и т. п.) говорящему неизвестный, и провоцирующих ситуации в соответствии с пословицей "слышал звон, да не знает, где он"."ИС" - важный термин НЛП, необходимый для грамотной PR-деятельности и рекламирования. В рекламе "ИС" особенно важны в роли ключевых, т. е. организующих смысловое пространство рекламного текста, высказывания слов и выражений. Это:новый и бесплатный (со всеми вариациями и оттенками)как … (получить что-то),сейчас, теперь, здесь, сегодня,всегда,вдруг,это то, что надо,только что (поступил в продажу и т. п.),улучшение,впервые,загадочный, магический,нужный,эффективный,натуральный,прибыль, выгода, экономияпредлагаем, объявляем, сообщаем, извещаем,представляем и даем,советуют (специалисты и др. "авторитеты"),быстролегконедорого,правда о, истина,выгодная сделка, правильное решение,восхитительно, изумительно, сенсационно,революция, ваш последний шанс,улучшение, увеличение, усиление и т. п.Любая реклама должна выражать абсолютную уверенность, строиться на базе пусть и ограниченных "затертых", но верных, проверенных практикой "ИС".Любопытной категорией "ИС" в рекламе являются те слова и выражения, которые запрещены, табуированы в рекламировании, напр., "дорогой", "ребенок", "страх", "темнота", "черный", "гордость", "любовь", "грязный" и др. И удивительно: в 2001 г. появляется на российском ТВ "отечественный" ролик с рекламой зубной пасты, где "в черной-черной комнате", "черный человек", "черный зуб" (опять те же грабли!). Эмоции такая реклама у аудитории еще вызвать может, но всякие "страшилки" подавляют запоминание рекламируемого объекта: любая эмоция в психофизическом контуре человеческого восприятия вытесняет информацию, заглушает работу разума. Аналогично действуют испытанные конструкции "негативного впечатления", сравнимые с нервно-паралитическим газом, которые любит почему-то российская фармацевтическая реклама: "у вас болит печень…", "у вас высокое артериальное давление…".


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- расхождение намерения, замысла и его результата, объективного смысла.
Философский словарь
(греч. - притворство, насмешка) - риторический прием, разновидность металогизма, суть которого заключается в простом отрицании референта, в несовпадении того, что говорится, и того, что имеется в виду. Поскольку И. изменяет логическое значение фразы и вносит путаницу в порядок...
Философский словарь
форма насмешки. Различают: 1) добрую иронию, или «сократическую иронию», начало которой – наше чувство, что мы чего-то не знаем, выражающееся в наивном вопрошании (Сократ, например, просил политиков определить сущность политики; медиков – определить прежде всего сущность...
Философский словарь
(греч. eironeia - притворство) - металогическая фигура скрытого смыслатекста, построенная на основании расхождения смысла как объективно наличного и смысла как замысла. Выступает в качестве скрытой насмешки, чем отличается от сатиры и пародии с их эксплицитно идентифицированным...
Новейший философский словарь
ИРОНИЯ (греч eironeia - притворство) - металогическая фигура скрытого смысла текста, построенная на основании расхождения смысла как объективно наличного и смысла как замысла Выступает в качестве скрытой насмешки, чем отличается от сатиры и пародии с их эксплицитно...

Поделиться:

Реклама